Ученые подвергли критике всеобъемлющий отчет о сохраняющихся в мире резервных запасах нефти, предостерегая, что это сырье иссякнет быстрее, чем согласны признать власти государств и добывающие компании.
Согласно данным подготовленного компанией BP "Статистического отчета о мировой энергии", "доказанных" мировых запасов нефти будет достаточно для удовлетворения спроса в течение 40 лет при нынешнем уровне потребления. Эта оценка, основанная на официальной статистике, позволяет вновь отсрочить дату исчерпания запасов нефти в мире.
Однако ученые, прежде всего сотрудники лондонского Центра анализа проблемы иссякания нефти, утверждают, что в ближайшие четыре года добыча нефти в мире достигнет пикового уровня, а затем начнет все более резко снижаться, что будет иметь глубокие последствия для мировой экономики и нашего образа жизни.
Согласно теории "пика нефти", потребление этого энергоносителя нагонит, а затем опередит темпы открытия новых месторождений, тогда как уже известные месторождения начнут истощаться.
Глава Центра анализа Колин Кэмпбелл говорит: "Это довольно простая теория, понятная любому, кто пьет пиво. Вначале кружка полна, в итоге она пустеет, и чем быстрее пьешь, тем скорее кончается пиво".
Кэмпбелл ранее занимал должности старшего геолога и вице-президента в целом ряде крупнейших нефтяных компаний: BP, Shell, Fina, Exxon и ChevronTexaco. Он поясняет, что пик объемов добычи "нормальной" нефти – дешевой, легко добываемой – уже миновал и пришелся на 2005 год. Если даже учесть запасы тяжелой нефти, добывать которую труднее, а также месторождения в открытом море, приполярных областях и извлечение жидкой фракции из природного газа, пик добычи наступит уже в 2011 году, говорит Кэмпбелл.
BP решительно отвергает этот сценарий. Старший экономист компании Питер Дэвис опровергает доводы сторонников "пика нефти": "Мы не считаем, что существует какой-то абсолютный предел, ограничивающий объем ресурсов. Когда пик будет достигнут, то столь же вероятно, что его причиной станет достижение пика потребления, но не из-за достижения пиковых объемов добычи, а вследствие политики сдерживания глобального потепления".
В последние годы разрыв между спросом и предложением на нефтяном рынке, когда-то весьма значительный, сократился, а в прошлом году почти исчез. Потенциальные последствия дефицита будут колоссальными. Если потребление нефти лишь чуть-чуть начнет обгонять добычу, цена барреля нефти может преодолеть стодолларовую отметку, что повлечет за собой экономический кризис во всем мире.
Джереми Леггерт, как и Кэмпбелл, – профессиональный геолог, ныне борющийся за сохранение нефтяных запасов. Книга Леггерта "Наполовину иссякшие: нефть, газ, горячий воздух и глобальный энергетический кризис" познакомила с теорией "пика нефти" широкую читательскую аудиторию. Он сравнивает нежелание нефтепромышленности и официальных властей осознать тот факт, что вскоре нефть кончится, с отрицанием факта климатических изменений.
"По этому поводу мне вспоминается, что много лет никто не желал слушать ученых, предупреждавших о глобальном потеплении, – говорит Леггерт. – Наши прогнозы с большой точностью оправдались на практике. Тогда, как и сейчас, мы гадали, что же должно стрястись, чтобы люди, наконец, прислушались".
В 1999 году был достигнут пиковый показатель добычи на британских нефтяных месторождениях в Северном море, но, если верить Леггерту, еще два года после того, как это стало очевидным, официальные лица не осмеливались говорить об этом, чтобы не прослыть еретиками. "Невозможность удовлетворить спрос – это не вариант. Строго говоря, это измена", – говорит Леггерт.
Как бы то ни было, большинство нефтяных аналитиков сходится в одном: истощение нефтяных месторождений подчиняется предсказуемой закономерности – оно идет по так называемой "кривой нормального распределения". Это мнение не изменилось с 1956 года, когда геолог из Shell М. Кинг Хабберт составил математическую модель для прогнозирования будущей добычи нефти в США.
Кривая Хабберта демонстрирует, что поначалу объемы добычи на любом нефтяном месторождении резко возрастают, затем остаются на некоем стабильном уровне и, наконец, бесповоротно падают. Предсказание Хабберта, гласившее, что добыча нефти в США достигнет абсолютного пика в 1969 году, высмеивалось теми, кто верил в возможность бесконечного роста добычи. На деле пик пришелся на 1970 год. С тех самых пор снижение добычи продолжается.
В 1970-е годы долгосрочным планированием в компании BP ведал Крис Скребовски. Сегодня он является редактором Petroleum Review. Скребовски – один из многочисленных работников нефтяной промышленности, которые переходят на позиции "теории пика нефти". "Поначалу я был настроен чрезвычайно скептически, – признает он. – Но теперь я вам вот что скажу: в ближайшие два с половиной года будет освоено достаточно новых месторождений. Но после этого ситуация ухудшится".
Никто, в том числе BP, не оспаривает того факта, что объемы потребления увеличиваются. Быстрый экономический рост Китая и Индии наряду с зависимостью развитых стран от нефти означает, что надо откуда-то брать дополнительные, гораздо более крупные объемы нефти. Из отчета BP следует, что потребление нефти в мире за последние пять лет росло быстрее, чем во второй половине 1990-х.
Сегодня мы потребляем в день в среднем 85 млн. баррелей. Согласно самым консервативным оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 году этот показатель вырастет до 113 млн. баррелей. Две трети мировых запасов нефти находятся на Ближнем Востоке. В условиях роста спроса нужно резко расширить поставки из этого региона.
"Статистический отчет" BP – самый широко используемый источник данных о мировых запасах нефти, но, как подчеркивает Кэмпбелл, он представляет собой всего лишь свод сильно политизированных данных, предоставленных властями государств и нефтяными компаниями. "Когда я сам руководил нефтяной компанией, то никогда не говорил правды. Это противоречило бы правилам игры".
Приглядевшись к четырем странам, которые, согласно их собственным сообщениям, обладают наиболее крупными запасами, – Саудовской Аравии, Ирану, Ираку и Кувейту, – нельзя не встревожиться. В прошлом году в Кувейте один журналист обнаружил документы, свидетельствующие, что истинные объемы запасов в нефти в стране вдвое меньше официальных цифр. Иран в этом году стал первой крупной нефтедобывающей страной, где было введено нормирование нефти – значит, власти осознают, как обстоит дело с запасами.
Садад аль-Хусейни знает о нефтяных запасах Саудовской Аравии, возможно, больше всех на свете. Два года назад он ушел в отставку с поста генерального директора нефтяной компании этого королевства. Его мнение о том, насколько может быть увеличена добыча нефти в Саудовской Аравии, не способствует эйфории.
"Проблема в том, что с 79 млн. баррелей в день в 2002 году мы перешли к 84,5 млн. в 2004-м. Год от года подскакиваем на 2-3 млн. баррелей в день, – сказал он в интервью New York Times. – Это все равно, что открывать целую новую Саудовскую Аравию каждые два года. Так не может продолжаться бесконечно".