Количество аварий на шахтах и смертность горняков в Украине упорно не уменьшаются. Среди причин — существование так называемых малых шахт, где нет возможности уделять внимание охране труда и технике безопасности. Все силы брошены на добычу и получение прибыли.
К таким печальным выводам пришли специалисты Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору. В апреле-мае они провели целевую проверку выполнения малыми шахтами негосударственной формы собственности требований законодательства об охране труда. Были обследованы 89 таких предприятий (42 — в Луганской области и 47 — в Донецкой), и выявлено свыше трех тысяч нарушений правил промышленной безопасности. На многих малых шахтах сегодня даже нет службы охраны труда, и выполнение правил и норм техники безопасности практически никто не контролирует. Обычные обследования таких шахт носят формальный характер, и в их ходе обычно выявляется 3—4 несущественных нарушения. Но вскоре специальные инспекторские проверки фиксируют сразу 15—20 нарушений. По их результатам даже выносят постановления о приостановке деятельности проверенных предприятий.
ПО СЛЕДАМ «КОПАНОК»
Как показывает практика, на самом деле малые шахты негосударственной формы собственности от пресловутых нелегальных «копанок» отличаются очень мало. Безусловно, частные угледобывающие предприятия, в отличие от «самодельных» шахт, уже имеют лицензии на угледобычу и целый ряд других разрешительных документов. Нередко малые шахты действуют на базе крупных государственных шахт и, по сути, во многом копируют их организацию труда. Но это «подражание» ограничивается в основном наземной частью производственного процесса, тогда как под землей все идет совершенно не так, как написано в лицензиях.
Большинство малых шахт, которые берут в разработку старые выработки крупных государственных предприятий, даже не пытаются как-то «облагородить» эти участки добычи — собственники не желают вкладывать деньги в безопасность. В итоге безопасность труда на таких шахтах по-прежнему остается на уровне «копанок». Еще хуже дело обстоит с работой в уже закрытых выработках ликвидированных угольных предприятий, которые годами простаивали без технологической поддержки и сегодня представляют собой очень большую опасность. Кстати, Министерство угольной промышленности не препятствует собственникам малых шахт, добивающимся этих выработок, хотя все специалисты по промышленной безопасности в один голос твердят: такой подход приведет к дальнейшему ухудшению уровня промышленной безопасности.
Как сообщил первый заместитель министра угольной промышленности Украины Юрий Зюков, состояние большинства угольных шахт Украины (и малых, и крупных) оставляет желать лучшего. По его словам, фактически все шахты Украины являются опасными в плане условий труда: более 75% шахт в нашей стране газовые, 60% — опасны по взрывам угольной пыли, 45% — по метановым выбросам, а еще 25% — по возгоранию угольной пыли. На многих эти факторы складываются в различных комбинациях.
При этом, помимо природных факторов риска, руководство предприятий нередко создает еще и дополнительные угрозы жизни людей, неверно устанавливая крепления подземных выработок, не соблюдая нормы проветривания и правила пыле-газового режима, пользуясь оборудованием, срок эксплуатации которого давно завершился, нарушая правила пожарной безопасности и пренебрегая правилами безопасности при эксплуатации внутришахтного оборудования. Горнякам зачастую не выдаются даже элементарные средства самозащиты: к примеру, как выяснилось в ходе рейда, на ООО «Карбон» и «Комплекс» горняки не были обеспечены даже самоспасателями. Например, на одном из участков ООО «Углемаш» не был установлен вентилятор местного проветривания, в результате чего в выработку не поступало достаточное количество воздуха. Еще больший риск представляет собой оборудование, которое работает что называется «на пределе». Нередко на шахтах отсутствуют документы, в которых должен быть описан весь технологический процесс. Горняки не всегда знают, какова предельная нагрузка того или иного оборудования.
На большинстве малых предприятий пренебрегают противопожарной безопасностью. Не хватает элементарных средств пожаротушения, нет специалистов, которые могли бы ликвидировать аварию и провести спасательные работы. Например, на шахте ООО «Аякс» отсутствуют противопожарные трубопроводы, в выработках нет песка и огнетушителей. На предприятии нет ни горноспасательной службы, ни планов ликвидации возможных аварий.
На условиях анонимности шахтеры сообщают о том, что руководство буквально заставляет их не обращать внимания на предупреждающие сигналы оборудования, которое сигнализирует о задымлении в выработке или фиксирует высокое содержание в воздухе метана.
СВЕЖАЯ СТАТИСТИКА
В 2006 году на малых угольных предприятиях двух областей было зафиксировано 212 несчастных случаев, в том числе 20 смертельных. При этом только за первые четыре месяца 2007 года зарегистрировано уже 67 фактов травматизма и 11 смертельных случаев. Коэффициент смертельного травматизма на малых шахтах достиг уже 14,5 человек на миллион тонн добытого угля (в 2006 году он был немного ниже — 11,2), и во много раз превышает аналогичный показатель государственных предприятий, где он равен лишь 2,07 чел. на миллион тонн.
Эти коэффициенты не могут восприниматься как нечто абстрактное. В 2006 году на угольных предприятиях Украины погибло 168 человек. Из них 70 — на малых шахтах. С начала этого года Украина не досчиталась 54 горняков, каждый пятый из которых трудился на малых шахтах.
Безусловно, эти страшные цифры ниже аналогичных показателей, зафиксированных в 2001—2005 годах, однако если сегодня количество аварий и аварийных ситуаций на шахтах страны в целом снизилось на 12%, то показатель смертельных случаев продолжает расти. В 2007 году — на 8%.
И самая большая угроза состоит в том, что на всех шахтах ощущается острый недостаток специалистов, отвечающих за охрану труда. На большинстве малых шахт даже не знают, как оказать помощь горнякам, пострадавшим в аварии. К примеру, на одной из первых частных шахт Донетчины — «Воскресенской» — до сих пор нет главного технолога, главного геолога, главного маркшейдера и начальников добывающих и подготовительных участков. А на шахте ООО «Антрацит» даже не разработаны должностные инструкции для начальника отдела по технике безопасности и его заместителя, а работники предприятия понятия не имеют о нормах личной безопасности на производстве.
Впрочем, как показывает практика, невниманием к вопросам безопасности грешат не только собственники малых шахт, но и руководители крупных государственных предприятий. Самый яркий пример — шахта «Краснолиманская» (ГП «Угольная компания «Краснолиманская»), на которой 9 мая произошла серьезная авария, унесшая жизни четырех горняков. По итогам коллегии Госгорпромнадзора, работа руководства шахты по ликвидации аварии была признана неудовлетворительной и неэффективной, хотя генеральный директор госпредприятия Зиновий Пастернак уверял, что на предприятии все благополучно. Эксперты сочли, что на шахте были изначально созданы опасные условия работы. В итоге, по факту группового несчастного случая органами прокуратуры возбуждено уголовное дело.
Как отмечали участники коллегии, в 2007 году на «Краснолиманской» было проведено свыше 300 обследований состояния охраны труда и промышленной безопасности, в ходе которых выявлено свыше двух тысяч нарушений. При этом в 2006 году на шахте было зарегистрировано около 50 травм, из них три несчастных случая — со смертельным исходом. И ситуация не улучшается. Уже в первом квартале зафиксировано 12 несчастных случаев, из них один — смертельный.
Тем не менее на предприятии, по данным экспертов, ничего не меняется. Уже после аварии на шахте было проведено комплексное обследование, которое выявило еще около 400 нарушений разного характера. В итоге в 25 случаях был вынесен запрет на ведение работ. 96 должностных лиц были привлечены к административной ответственности.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Как утверждают специалисты, бескомпромиссные увольнения в борьбе за безопасность на шахте — не метод. Они подходят лишь для государственных предприятий, а вот с малыми частными шахтами все гораздо сложнее — ими заведуют собственники, которых уволить или отстранить от должности не может никто. Единственным методом борьбы с нерадивыми руководителями пока что остаются только штрафы, однако и это не выход: суммы на деле оказываются незначительными по сравнению с прибылью, получаемой от работы на фактически незащищенном предприятии…
Еще один способ — внедрение разного рода общегосударственных программ борьбы с производственным травматизмом. К примеру, в Украине еще в 2002 году была разработана четырехлетняя программа повышения безопасности на угольных шахтах. В результате удалось повысить уровень промышленной безопасности на 40%, уменьшить ущерб от аварий и достичь стойкой тенденции снижения уровня производственного травматизма и смертности. Однако, как только эта программа перестала действовать, эти показатели вновь вернулись на прежний уровень. В прошлом году в нашей стране вновь появилась аналогичная программа, рассчитанная уже до 2010 года. В 2007 году на нее выделено 8 миллионов гривен. Особое внимание в ней уделяется малым угольным предприятиям.
Однако и эти разработки не панацея. По словам специалистов, безопасность на шахте не может быть навязана общегосударственным «решением сверху», этим должны озаботиться прежде всего те, кто непосредственно связан с самим процессом угледобычи. И не всегда инициатива должна исходить исключительно от самих собственников, которые могут на многое закрывать глаза. Заботиться о собственной безопасности должны прежде всего сами работники шахт, профсоюзы, которые обязаны настаивать на создании нормальных условий труда.
И здесь следует развенчать устоявшийся миф о том, что шахтеры молчат о недостатках в охране труда из-за боязни потерять работу. На сегодня вакансий на угольных предприятиях Украины и соседней России в два раза больше, нежели желающих эти места занять. Поэтому шахтерам сегодня проще поменять работу. И уж им совершенно нет смысла держаться за предприятие, где существует угроза для жизни.