Центральная часть Марса является жидкой, причём её остывание происходит необычным образом. К таким выводам пришли учёные из исследовательской группы под руководством геохимика Эндрю Стюарта из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich — ETHZ) в результате проведения лабораторного эксперимента.
Это крайне удивительно, так как ядро Земли, напротив, твёрдое в центре, хотя его состав практически такой же, как и у марсианского. Своё открытие учёные сделали с помощью модели. Но на этот раз, заметим, был использован не какой-нибудь суперкомпьютер, а самая настоящая, "материальная" аппаратура. К сожалению, об устройстве, которым пользовались исследователи, ничего неизвестно, кроме его названия – "наковальня высокого давления" – и того, что оно позволяет достичь давления в 40 гигапаскалей.
Этому давлению была подвергнута высокотемпературная смесь железа, никеля и серы, составленная в определённых пропорциях, которые должны соответствовать марсианским условиям. Оказалось, что ядро Марса должно быть сейчас жидким. Причём по мере остывания оно будет отвердевать по одной из двух "стратегий".
Первый вариант развития событий предполагает, что ядро будет отвердевать, начиная с внешнего слоя. При этом будут формироваться никелево-железные кристаллы, и начнётся своеобразный кристаллический снег внутри ядра. Таким образом постепенно сформируется гигантский металлический "ком".
По другой версии, кристаллизация должна происходить, начиная с внутренней части. Причём состоять она будет из сульфидов, а не из металлов. "Оба этих варианта ничуть не похожи на то, что происходит в случае Земли, – сказал Стюарт. – А какой из них будет иметь место, зависит от концентрации серы".
Учёный не исключает, что процесс отвердения марсианских недр уже начался. По оценкам, он должен занять миллиарды лет.
Однако с жидким ядром Марс должен иметь сильное магнитное поле, которого у него нет. Если модель Стюарта окажется корректной, то специалистам в области планетарной геологии придётся приложить немало усилий, чтобы узнать, в результате чего Марс его потерял.