Полет из султаната Бруней длится 20 минут – и вертолет садится на гигантскую платформу в Южно-Китайском море. Стоит почти невыносимый шум от воя генераторов и вращающихся тяжелых бурильных труб. Рабочие в красных комбинезонах ворочают их на скользкой палубе, наращивая уходящую на километры вниз в скважину буровую колонну. Этим месторождением управляет местное подразделение Royal Dutch Shell. «Я бурю уже 22 года, но так тяжело, как здесь, нигде еще не было», – признается главный буровой мастер Питер Спенсер.
И правда, Shell столкнулась тут с немалыми проблемами. Месторождение Champion West она разведала в 1975 году. При запасах в полмиллиона баррелей нефти и газа оно почти три десятилетия было крупнейшим неразработанным месторождением совместной с властями Брунея (50/50) Brunei Shell Petroleum (BSP), потому что богатые залежи рассредоточены по сотням небольших «карманов» на глубине более 3 км под дном моря. Извлекать их было слишком дорого. «Геологическая структура здесь – одна из наиболее сложных в мире», – говорит глава проекта на Champion West Бриджит Дейл-Пайн.
ОБРАЗЕЦ
В 2005 ГОДУ, после нескольких неудачных попыток вскрыть нефтеносный пласт, инженеры Shell предложили технологию, которую в компании считают новаторской. Под морским дном, в точном соответствии с компьютерной моделью, BSP горизонтально бурит километры змеевидных скважин – расхождение с расчетами в пределах одного метра. Каждая такая скважина проходит над пятью-шестью «карманами», соединяя их. Затем BSP устанавливает в них хитроумную начинку – клапаны и датчики, которые позволяют ей через компьютеры на берегу дистанционно регулировать поток нефти из каждого «кармана». Если где-то просачивается слишком много газа или воды, можно перекрыть «карман» и качать нефть из остальных. Схема работы Champion West – образец, который Shell намерена внедрить еще на двух десятках своих объектов, разбросанных по всему миру, включая Оман, Северное море и Нигерию.
Применив новый подход, компания рассчитывает добывать на Champion West вдвое больше нефти. Каждая змеевидная скважина заменяет три обычные, что позволяет на 15 и более процентов снизить издержки. BSP вкладывает $1,5 млрд. в бурение 20 таких скважин, которые, как полагают в BSP, дадут 300 млн. баррелей нефти, а то и больше. Благодаря дистанционному управлению BSP примерно на 20% сокращает эксплуатационные расходы и уменьшает риск, связанный с работой людей на морской платформе. «Разрабатываемая Shell технология имеет решающее значение для максимизации стоимости ее активов», – уверен эксперт Джадсон Л. Джейкобс из консалтинговой Cambridge Energy Research Associates.
То, что делает Shell, выводит ее на передовые позиции, поскольку проблема увеличения добычи на старых месторождениях исключительно актуальна сейчас для отрасли в целом. Уго Чавес, Владимир Путин, лидеры других стран ужесточают условия деятельности мировых нефтяных мейджоров, и поэтому Shell и ее конкуренты как никогда заинтересованы в том, чтобы выжимать из своих месторождений все до последней капли. А при нынешнем заоблачном уровне цен на нефть у компаний есть средства на эксперименты с технологиями, которые дадут им больше, нежели поиски новых источников нефти в еще более отдаленных уголках Земли.
Превратить Бруней в полигон для испытания новых технологий Shell помогли теплые отношения с властями. Англо-голландская компания работает в этом анклаве с населением в 380 тыс. на северном берегу Борнео с 1913 года. Управляющий директор BSP, ветеран Shell Грэм Хендерсон и возглавляющий в Shell разведку и добычу нефти Малкольм Бриндед ежегодно наносят визит султану Хассаналу Болкиаху, чтобы проинформировать его о делах и убедиться в отсутствии каких бы то ни было проблем. BSP обеспечивает почти все $6 млрд. экспортных доходов Брунея и является одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов в регионе. Поэтому султан – большой поклонник технологий и пилот, который иногда сам садится за штурвал собственного гигантского авиалайнера – готов участвовать в расходах на инновации, необходимые для продолжения работы нефтепромыслов – они ведь эксплуатируются много лет и добыча на них падает. «Такое отношение – благо для нас, – говорит Питер Е. Слейби, руководитель операций BSP в восточной части Брунея. – Многие риск не приемлют».
В результате сотрудничества Shell с властями Брунея она может позволить себе заметное присутствие в султанате. Около 300 из 3000 сотрудников BSP (инженеры и геологи) – иностранные специалисты, инженеры и геологи из Shell. Большинство из них живут в тихом поселке на краю тропического леса: на деревьях сидят гигантские черные птицы-носороги, по садам, надеясь полакомиться домашней живностью, рыскают злобные вараны, а совсем рядом с аккуратными бунгало и жилыми корпусами качают нефть «кивающие ослики» – старые вышки. Здесь есть и высоченный памятный знак в честь добычи в 1991 году первого миллиарда баррелей.
«МАКАРОНИНА»
Работа по-новому на Champion West не всегда идет гладко. Прокладывая маршрут для скважины, инженеры используют навороченные компьютерные модели, но ведь скважины тянутся на километры, в них много изгибов, поворотов, и зачастую задача оказывается слишком сложной для современного оборудования. Случается, компьютерные модели не совсем точно отражают то, что реально происходит под дном моря. Недавно стальная труба, которую вставляли в новую скважину, застряла, не дойдя до конца всего 180 метров. «Это можно сравнить с проталкиванием в дыру в земле вареной макаронины», – говорит руководитель проекта Бриджит Дейл-Пайн. В случае с той застрявшей трубой Shell и ее подрядчик по буровым работам, норвежская Seadrill Ltd., вынуждены были герметически закрыть скважину и бурить новую почти в пяти километрах. Неудача стоила компании, наверное, нескольких миллионов долларов.
В целом, однако, новые технологии вполне рентабельны. На Champion West получают примерно 70 тыс. баррелей нефти в сутки, что составляет около трети от общих объемов добычи BSP. Пять из восьми уже пробуренных скважин – лидеры BSP по производительности. По словам Бриджит Дейл-Пайн, благодаря стабильной отдаче с таких скважин и высоким ценам на нефть первоначальные инвестиции в проект окупились в течение нескольких месяцев после начала эксплуатации скважин в декабре 2005-го. На таком сложном месторождении «приходится переживать и взлеты, и падения», признается она. Но в Shell планируют бурить змеевидные скважины и на других объектах компании, поскольку убеждены: опыт, полученный в Брунее, будет способствовать взлету добычи и падению издержек.
Статья в российском журнале Business Week «До последней капли»