Минприроды не нравится низкий уровень добычи нефти и газа на шельфе. Чтобы исправить положение, министерство хочет изменить закон “О недрах”. Поправки предусматривают возможность выдачи совмещенных лицензий на разведку и разработку месторождений, а также увеличение срока изучения недр с пяти до восьми лет.
На прошлой неделе на совещании у министра природных ресурсов Юрия Трутнева обсуждался план нормотворческой деятельности МПР на 2007 г. (копия плана имеется у “Ведомостей”). В частности, чиновники МПР предлагают закрепить возможность предоставления совмещенных лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу на шельфе. Дело в том, что документ, определяющий порядок предоставления права пользования недрами для геологического изучения шельфа, устанавливает, что по заявочному принципу право пользования недрами предоставляется, если Роснедра зарегистрировали лишь одну заявку.
При поступлении двух и более заявок проводится аукцион по совмещенной лицензии по этому участку недр, но с 2004 г. нормы о предоставлении совмещенных лицензий в законе нет. Без внесения в законодательство изменений работа компаний на шельфе не активизируется, резюмирует собеседник “Ведомостей”. По данным МПР, ресурсы континентального шельфа России составляют 13 млрд т нефти и 20 трлн куб. м газа. Но добыча там пока ведется лишь в рамках сахалинских СРП, отмечает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. В прошлом году она составила 4,2 млн т нефти — лишь 0,9% от добычи по стране. Поправка будет с воодушевлением воспринята инвесторами, уверен гендиректор “Арктикшельфнефтегаза” Борис Кутычкин, ведь введение совмещенных лицензий позволит недропользователям избежать переоформления лицензий в случае обнаружения запасов. МПР прогнозирует, что в случае активизации работ на шельфе добыча нефти там к 2010 г. достигнет 10 млн т, к 2020 г. — 95 млн т, а газа — 30 млрд куб. м и 320 млрд куб. м соответственно.
МПР также предлагает увеличить срок проведения геологоразведки на шельфе с пяти до восьми лет с возможностью продления. “Поправка приведет к нормальной работе для недропользователей. Как ни крутись, за пять лет провести геологоразведку невозможно”, — говорит сотрудник “Роснефти”. На сахалинском и арктическом шельфе любые работы можно вести лишь 4-5 месяцев в году — в безледовый период, добавляет Кутычкин.
Кроме того, МПР предлагает установить возможность корректировки границ горных отводов в случае изменений в технических проектах, проводить конкурсы только по решению правительства, а также дать определение понятиям “существенные условия лицензии” и “систематическое нарушение правил пользования недрами”, которые используются при отзыве лицензий. В МПР сейчас ведется работа над определением, говорит чиновник ведомства. Отсутствие определений приводит к широкому их толкованию территориальными органами Росприроднадзора и Роснедр, не сложилось однозначного представления о данной категории и в судебной практике, отмечает юрист компании “Частное право” Александр Мазуров. Например, в ноябре Роснедра отозвали лицензии у “Синтезнефтегаза” на изучение участков на шельфе Баренцева моря. Причиной решения стало отсутствие у компании с июля по август 2005 г. экологической экспертизы. Компания подала иск и во вторник выиграла его.
МПР рассчитывает, что поправки будут приняты до конца 2007 г. В августе-сентябре министерство собирается отправить их для одобрения в правительство.