Подписание окончательного договора на совместную разработку нефтяного месторождения Джофейр в Иране состоится после принятия соответствующего бизнес-плана разведки и добычи нефти. Подготовить и представить его должна белорусская сторона. Такое заявление сделал посол Ирана в Беларуси Абдольхамид Фекри, сообщает БелаПАН.
Участие белорусских компаний в разработке иранских нефтяных месторождений предусмотрено меморандумом о сотрудничестве в области энергетики, подписанным в ходе визита в Иран Александра Лукашенко в ноябре 2006 года.
Планируется, что бизнес-план будет представлен уже в феврале нынешнего года. Но пока это единственная информация. Всё, что касается содержания документа, его разработчиками не комментируется. Хотя темнить нечего. Очевидно, что это ещё одно звено в цепочке экономии энергоресурсов и диверсификации их поставщиков в свете нефтяного белорусско-российского конфликта.
Кстати, в нынешнем году Беларусь планирует посетить Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад по приглашению своего белорусского коллеги. Точная дата предстоящего визита главы исламской республики не называется, но, как отметил Абдольхамид Фекри, о проведении визита «достигнуто принципиальное согласие». Посол также отметил, что к предстоящему визиту на высшем уровне стороны намерены подготовить несколько проектов соглашений по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях, в том числе касающихся реализации совместных проектов в Беларуси и Иране.
Что же, в конечном счете, принёсёт белорусско-иранский проект? Экономический эксперт Борис Гусаков считает его заманчивым — это действительно диверсификация источников энергоресурсов. Но отмечает и минусы проекта, коих больше, чем плюсов.
Во-первых, система доставки нефти. Танкерами по морю, затем перекачка. Это принесёт серьезные экономические затраты. Во-вторых, «в отличие от России мы не так близки с Ираном, а мировые цены на нефть растут. И вряд ли Иран пойдет на уступки», отмечает эксперт. Кроме того, он отмечает, «хоть иранская нефть по качеству лучше российской, тем не менее, наши производства настроены на переработку последней, в силу своих технологических особенностей».
Политолог Андрей Фёдоров считает, что «проект неплох, если он только не создаст проблем в ближневосточном регионе. Ведь западные компании, находящиеся там, без радости воспримут нового игрока на нефтяном поле». Кроме того, Иран — конфликтная страна по отношению к Западу. И если допустить возможность возникновения серьезного конфликта, то целесообразность белорусско-иранского проекта ставится под вопрос.