Даже по самым скромным подсчетам, запасы подземных кладовых Приазовского геологического щита оцениваются в 50-60 миллиардов долларов..
Невостребованный Клондайк
Начальник Приазовской геологоразведочной экспедиции Алексей Малый однажды в шутку сказал, что собирается к 90-летию газеты "Донбасс" соорудить памятный знак из лучшего гранита, который есть только на юге Донецкой области. Это, конечно, приятно, когда труд твоих коллег и твой лично не остался незамеченным. Однако спешу заверить, работаем мы не ради памятников. Для журналиста, если он окончательно не увяз в болоте меркантилизма, на первом плане были и есть интересы всего народа.
К сожалению, высшие урядники не читают газет. В противном случае они бы обязательно прислушались к геологам, которые всеми доступными методами пытаются обратить внимание общества на сокровища Приазовского щита. Приведу для сравнения такой пример. На планете имеется лишь три месторождения редких земель: в Китае, США и Володарском районе. Из них дают прибыль лишь первые два. Причем жители Поднебесной на вырученные от продажи редких земель деньги подняли собственное сельское хозяйство, решив таким образом острейшую продовольственную программу.
Список невостребованных продолжают кимберлитовые трубки и Докучаевский золоторудный район, идентичный Карлинскому месторождению, благодаря которому казна Соединенных Штатов ежегодно пополняется тоннами драгоценного металла. До сих пор остается мало изученной свинцово-серебряная жила, проходящая по околице города Комсомольского Старобешевского района…
У истоков алмазной лихорадки
Под занавес прошлого года геологи Приазовской экспедиции выдали "на-гора" более десятка алмазов. К слову, сообщение об этом печатается нами в эксклюзивном порядке. И хотя алмазы настолько невелики, что ими едва ли заинтересуются ювелиры, событие может претендовать на сенсацию.
Мелкие минералы и золотой песок вода переносит на значительные расстояния. И отличить их, в общем-то, несложно от местных, которые находятся как бы в оболочке. Подтверждением тому может служить алмаз из последней партии, имеющий грязновато-желтый налет. Как меня заверили, камешек проделал путь, не превышающий полтора-два километра. То есть можно утверждать, что именно на таком удалении от места находки расположена неизвестная кимберлитовая трубка, координаты которой предстоит теперь определить.
По словам главного геолога Анатолия Гребенюка, получено еще одно доказательство, что Приазовский щит действительно является алмазоносным. И как бы ни осторожничали в своих прогнозах скептики, от серьезных находок нас отделяют лишь время и деньги. Именно отсутствие финансов не позволяет геологам провести широкомасштабную операцию по дальнейшему исследованию обнаруженных кимберлитовых трубок. Разумеется, подчиненные Алексея Малого не сидят сложа руки. Они даже смонтировали на базе вездехода обогатительную установку, которая успела поработать в пойме Кальмиуса, а также в других уголках Приазовья. Однако все это выглядит на кустарном уровне.
А между прочим, деньги на доразведку кимберлитовых трубок нашим землякам предлагала одна фирма с международным именем и даже присылала своего главного геолога. Но Киев без обиняков дал понять, что "варягам" путь закрыт. Не знаю, может быть, чиновники руководствовались высшей стратегией, однако больно уж они напоминают один известный литературный персонаж.
Спасет от засухи слюда
Не менее значительный интерес представляют другие месторождения Приазовского щита: железной руды, каолина, редкоземельных металлов, ставролита, желтой слюды и прочих ископаемых. Среди них практический интерес представляет ставролит, аналог плавикового шпата, который украинские металлурги доставляют из Забайкалья и Монголии. По ряду важнейших показателей отечественный минерал превосходит зарубежное сырье.
Заманчивые перспективы сулит также месторождение желтой слюды, обладающей поистине уникальными свойствами. Попытаюсь перечислить хотя бы некоторые из них. Первое – желтая слюда при нагревании до определенной температуры увеличивается в сорок раз, что делает ее незаменимой при изготовлении сверхлегких строительных материалов. Второе. Как доказано практическими испытаниями, сделанный на основе этого минерала порошок способен справиться с любым пожаром.
И наконец – третье, возможно, наиболее важное. Желтая слюда, как подтвердили первые опыты, может совершить революцию в сельском хозяйстве. Будучи доведенной до определенного состояния, она, подобно губке, впитывает воду, но отдает ее постепенно, что имеет немаловажное значение для зоны рискованного земледелия.
Сокровища – в частные руки!
Допускаю, что не дающее конкретных результатов перечисление сокровищ Приазовского щита ничего, кроме раздражения, не вызывает. Но не торопитесь сравнивать себя с нищим, который любуется ювелирными изделиями лишь через витрину из пуленепробиваемого стекла. Подземные кладовые мало-помалу начинают распахивать двери, суля одним многомиллионные прибыли, другим – возможность заработать на сносную жизнь.
Разумеется, простому человеку хотелось бы видеть в разработчиках полезных ископаемых государство, а не частника. Но это уже из другой оперы, музыка и слова которой пишутся под диктовку скоро-хватов, именующих себя бизнесменами. Но как прикажете поступить, если государство, даже в зажиточные времена, ограничивалось лишь добычей флюсов, доломитов, циркония, глины и некоторых других ископаемых? Поэтому, желаем мы того или нет, с частником придется смириться и даже полюбить его.
Я не стал интересоваться деталями, как, например, стать владельцем песчаного карьера. Для среднестатистического гражданина это несбыточная мечта. Да и не в подробностях суть. Главное – состоятельный гражданин платит геологам за разведку залежей песка и прочую работу. А это весьма существенно, если учесть, что казна выделяет деньги лишь в таких объемах, чтобы Анатолий Гребенюк с коллегами не пошли по миру с сумой.
Иными словами, у геологов появилась возможность заработать деньги на дальнейшую разведку кимберлитовых трубок, свинцово-серебряной жилы и вообще более детально пошарить в золотых сусеках, которые, к нашему общему стыду, весьма слабо изучены.
Не пей, верблюдом станешь
Большей частью геологам приходится трудиться в счет завтрашнего дня. Но о каком будущем можно вести речь, коль средний возраст сотрудников экспедиции – за пятьдесят? Слов нет, здесь собрались профессионалы высочайшего класса, будь моя воля, я бы каждому выдал сразу по два ордена: "За мужество" и "За заслуги перед Отечеством". Ведь не дрогнули в годы полнейшей безнадеги, не польстились на заработки коробейников.
К сожалению, молодежь не проявила бойцовских качеств, и теперь мастерам милостью Божьей просто некому передать знания и накопленный опыт. Уйдут они, и захлопнутся не только двери кабинетов, но и врата подземных кладовых. Кто сможет вновь открыть их? Дилетанты?
Несколько лет тому назад объявилась фирма, обещавшая быстро и дешево напоить водой жителей приморских сел, а также отдыхающую публику. Бурильщики-любители действительно добрались до питьевой воды, однако нарушили пласт, отделяющий ее от воды малопригодной. В итоге получилась горько-соленая смесь, которую выплевывает всяк ее попробовавший.
Комментарии, полагаю, здесь излишни. И без того ясно, что ждет богато убранный щит Приазовья. Поэтому Алексею Малому, Анатолию Гребенюку и их коллегам, наверное, следует повременить с памятным знаком к юбилею газеты. Нет смысла благодарить за дело, которое пока не удается довести до логического завершения.