Для освоения месторождений горючих сланцев в Беларуси необходимы новые технологии их выемки и переработки. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил главный геолог по твердым полезным ископаемым РУП "Белгеология" Петр Хомич.
В нынешнем году в соответствии с государственной программой геологоразведочных работ на 2006-2010 годы будут отобраны пробы на наиболее перспективном Туровском месторождении (Брестская обл.) и определены возможности их дальнейшего использования в качестве сырья в химической и топливно-энергетической промышленностях республики, рассказал собеседник.
По словам Петра Хомича, из-за высокой зольности и низкой температуры сгорания горючие сланцы в естественном виде не являются эффективным топливом. Они требуют предварительной термической переработки для получения первичной смолы, пригодной в дальнейшем для выработки ценной сланцевой нефти и других органических веществ.
Содержание сланцевой нефти в горючих сланцах месторождений Беларуси составляют, как проинформировал собеседник, от 10 до12%. А горючие сланцы, например, Прибалтийского сланцевого бассейна содержат до 20% сланцевой нефти и являются более качественным сырьем.
Залежи горючих сланцев выявлены в отложениях верхнего девона Припятской впадины. Ресурсы оцениваются в 8,8 млрд.т, сообщил Петр Хомич. Основной объем горючих сланцев сосредоточен в Туровском и Любанском месторождениях. Их суммарные запасы, по предварительным данным, составляют 3,585 млрд.т. Месторождения не подготовлены к промышленному освоению, выполнена только их предварительная разведка.
Главный геолог рассказал, что по результатам такой разведки, проведенной в 1985 году для Туровского месторождения, отработка запасов предусматривалась пятью шахтами годовой мощностью 1,8 млн.т сланца каждая (135 тыс.т сланцевой смолы). Таким образом, после переработки годового объема добычи сланца может быть получено 675 тыс.т первичной смолы.
Петр Хомич подчеркнул, что сегодня есть альтернатива шахтному методу отработки горючих сланцев, при котором практически неизбежно снижение процента органического вещества в добытой горной породе. Это скважинный метод разработки твердых полезных ископаемых, который бы увеличил вероятность более качественного извлечения из недр минерального сырья.