Китайская национальная нефтяная компания, являющая госпредприятием, планирует инвестировать $16 млрд в разработку крупного морского газового месторождения «Северный Парс».
Об этом сообщило в понедельник иранское агентства ИРНА, ссылаясь на источники в Пекине.
Предварительное соглашение по данному вопросу уже подписано, отмечается в сообщении. Еще одна китайская нефтяная компания готова инвестировать $3,6 млрд в разработку другого газового месторождения в Иране. Соглашение об этом находится в стадии подготовки.
ИРНА пишет, что США выражают крайне недовольство быстро развивающимся сотрудничеством Ирана и КНР в области энергетики и настаивают на пересмотре этих инвестиционных соглашений, однако правительство КНР считает свои действия вполне законными.
В настоящее время Иран является одним из крупнейших экспортеров энергоносителей в Китай, в частности обеспечивая, по некоторым данным, 12% китайского импорта нефти. В этой связи Пекин проявляет очень дипломатичную позицию по иранской ядерной программе.
Председатель КНР Ху Цзиньтао на встрече 5 января со специальным посланником лидера Ирана и президента страны, секретарем Высшего совета национальной безопасности республики Али Лариджани заявил, что Китай «надеется на возобновление переговоров и поиск долгосрочного, всестороннего и надлежащего разрешения иранской ядерной проблемы».
По словам главы КНР, «развитие китайско-иранских отношений долгосрочной стабильности, взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития на основе пяти принципов мирного сосуществования – это намеченная политика правительства».
Ху Цзиньтао подчеркнул «готовность Китая к совместному с Ираном обогащению содержания двусторонних отношений, повышению уровня взаимовыгодного сотрудничества в интересах блага двух стран и их народов, а также к совместным усилиям в стремлении к долгосрочному миру и общему процветанию в регионе и в мире в целом».
Выразив благодарность Ху Цзиньтао за встречу, Али Лариджани напомнил, что президент Махмуд Ахмадинежад в июне прошлого года посетил Китай для участия в саммите ШОС, в рамках которого руководители двух стран провели «очень хорошие» переговоры.
«Иран придает серьезное значение развитию отношений с Китаем, готов и дальше расширять с ним обмен и сотрудничество в политике, экономике, торговле и культуре», – подчеркнул Лариджани.