Результаты проверки хозяйственно-финансовой деятельности НАК «Нафтогаз Украины» подтверждают, что компания является убыточной, а многие проблемы у этого нефтегазового монополиста накапливались годами. Однако даже в своем нынешнем состоянии он остается работоспособным. Единственное, чего недостает НАК, – это эффективного менеджмента. Об этом шла речь на пресс-конференции руководства Главного контрольно-ревизионного управления, посвященной итогам комплексной проверки «Нафтогаза», которую инициировал Кабинет Министров.
Ревизия НАК «Нафтогаз Украины», проведенная по распоряжению правительства от 30 августа текущего года, показала, что смена политического климата в стране, в целом, мало повлияла на его деятельность. Сравнение результатов нынешней проверки с результатами прошлогодней не выявило особых различий, за исключением традиционных проблем с платежами за газ от потребителей. «Нарушения, сомнительные операции, начисления различные – они были и тогда, и сейчас», – сказала первый заместитель главы ГлавКРУ Наталья Рубан. На убыточность компании за 2005-й – первую половину 2006 года влияла реализация в течение нескольких лет товаров и услуг по ценам ниже их себестоимости, утвержденным НКРЭ. В результате убыток составил 840 млн. грн. При этом в нынешнем году отмечается рост убытков в связи с повышением цены на газ из России с $50 до $95 за 1000 кубометров. И в 2007 г., поскольку цена предварительно составит $130 за 1000 кубометров (а после смерти Сапармурата Ниязова, возможно, и больше), эта проблема вряд ли исчезнет.
Общая сумма долговых обязательств «Нафтогаза» перед различными субъектами экономической деятельности составляет 9,6 млрд. грн. Объем кредиторской задолженности компании вдвое превысил объем ее активов. Но есть еще и внутриведомственные задолженности. За все время существования НАКа, начиная с 1995 года, ни один ее руководитель не решал эту проблему. Крупнейшая внутриведомственная задолженность существует между головным офисом «Нафтогаза» и его дочерней компанией «Укртрансгаз». На сегодня НАК должен «дочке» 5,7 млрд. грн., а та задолжала «Нафтогазу» 6,1 млрд. грн. за газ, полученный в течение 11 лет.
Первым шагом к оздоровлению компании должна стать ликвидация убыточных дочерних структур, считают в ГлавКРУ
При этом сама компания «Укртрансгаз» имеет рентабельность 0,02%. В то же время, по оценке ГлавКРУ, потенциал НАКовской «дочки» позволяет ей достигнуть гораздо большего уровня рентабельности – не менее 10%, если бы ей было предоставлено право самостоятельно заключать транзитные соглашения.
Причиной такого положения, согласно выводам ГлавКРУ, служит «малоэффективное холдинговое построение управления, предусматривающее концентрацию финансовых потоков в материнской компании». Что позволяет «в ручном режиме формировать показатели активов и пассивов внутри группы дочерних компаний, единолично решать вопрос распределения доходов, дополнительных займов и расходов». В результате, например, из 12,56 млрд. грн., полученных «Нафтогазом» в течение 2005-го – первой половины 2006 года, «Укртрансгаз» получил третью часть из этой суммы.
Имели место и финансовые злоупотребления, считают в управлении. При валовой прибыли НАК «Нафтогаз Украины» в 2005 г. 7,1 млрд. грн. непомерные административные расходы привели к тому, что чистая прибыль компании составила всего лишь 318,7 млрд. грн. На протяжении 2005 – первой половины 2006 года «Нафтогаз» фрахтовал на 16,9 млн. грн. чартерные авиарейсы, что не предусмотрено действующим законодательством. Некоторые из этих авиарейсов совершались во Львов и Ивано-Франковск в период рождественских и новогодних праздников. В марте 2006 г. НАК купил за 35,7 млн. грн. нежилой дом, который его прежний владелец (некая гражданка Галиева) приобрела месяцем ранее за 1,1 млн. грн.
При сворачивании объема выполняемых работ и предоставляемых услуг возрастали затраты на содержание центрального аппарата «Нафтогаза», который в настоящее время составляет около 700 человек. При этом за последних полтора года незаконно выплачено 1 млн. грн. премий и 7 млн. грн. зарплаты. В то же время, по словам Натальи Рубан, в 2005 году в штате центрального аппарата компании не нашлось квалифицированных юристов для «растаможивания» газа на границах страны. В результате НАК понес штрафные санкции на сумму 114 млн. грн.
Региональные газотранспортные сети используются бесплатно рядом облгазов. При этом треть всех региональных газопроводов находятся вне системы учета «Нафтогаза». Во многих случаях это газопроводы, принадлежавшие предприятиям, которые были построены еще в советское время и затем прекратили существование.
В то же время ГлавКРУ не считает НАК «Нафтогаз Украины» банкротом. По мнению первого заместителя председателя ГлавКРУ, компания нуждается в финансовом оздоровлении, однако объявлять ее банкротом рано. «Компания абсолютно действенная, она может работать абсолютно рентабельно. Ведь она – монополист, у нее есть активы, ресурсы, квалифицированные кадры. Только качественный управленческий персонал, качественный менеджмент – больше «Нафтогазу» ничего не нужно», – сказала Наталья Рубан в комментарии для издания «СЕЙЧАС». По ее мнению, первоочередными шагами к оздоровлению компании должны стать ликвидация убыточных дочерних структур. Например, таких, как «Газтепло», которое уже ликвидируется. Только недостачи материальных ценностей в этой бывшей «дочке» «Нафтогаза» было выявлено на 26,7 млн. грн. Г-жа Рубан также считает необходимым сократить штат НАКа до разумно необходимого уровня. Наконец, для улучшения финансовых показателей следует разобраться с внутренними задолженностями между материнской компанией и «дочками».
По некоторым результатам проверки, проводимой ГлавКРУ, открыто 9 уголовных дел. В настоящее время готовится передача в Генпрокуратуру всех материалов проверки.
Вывод о том, что НАК «Нафтогаз Украины» не является банкротом, прекращает возможные попытки приватизировать компанию за долги. А бесхозяйственность ее руководителей, включая недавнего главу правления Алексея Ивченко, является не исключением, а к сожалению, правилом. Очевидно, по результатам проверки «антикризисные» парламентарии вновь поставят вопрос об уголовной ответственности Ивченко. Но, поскольку случаи бесхозяйственности, разбазаривания имущества имели место и при других руководителях НАК «Нафтогаз Украины», в том числе и при нынешнем Министре топлива и энергетики, то возникает вопрос об ответственности всех, кто был в разное время в кресле главы правления компании.