Не первый год жителей столицы преследует одна и та же новость: Москва проваливается. Новость приходит с вариациями. Меняются адреса происшествий, количество пострадавших, марки провалившихся автомобилей, этажность пострадавших зданий. Но в общей картине провалов грунта остается главный лейтмотив – Москва не очень твердо стоит на ногах.
Достаточно вспомнить некоторые события последних лет в столице, чтобы понять – деятельность строителей и природные особенности московского грунта способны привести город к самым настоящим катастрофам. В начале марта 2006 года жильцы дома № 24, стр. 1, по улице Кировоградской обнаружили оседание фундамента. Проезжавшая мимо пожарная машина внезапно провалилась под землю. Жертв не было, машину извлекли, однако уверенности в завтрашнем дне жителям дома происшествие не прибавило. Через месяц под землю ушла часть дороги у дома № 2 по улице Летчика Бабушкина. Если углубиться в недавнюю историю столицы, то можно вспомнить и более впечатляющие случаи подобного рода.
В ночь на 14 мая 1998 года в центре Москвы на Большой Дмитровке в считанные минуты образовалась громадная яма площадью 500 кв.м и глубиной около 10 метров. В нее провалился едущий по этой улице автомобиль, а стена двухэтажного жилого дома сползла в яму. Секция строящегося 16-этажного дома на Мичуринском проспекте рухнула 10 сентября 1999 года. По некоторым данным, под рухнувшим зданием на небольшой глубине находился бункер неизвестного назначения. 19 марта 2006 года на перегоне между станциями "Войковская" – "Сокол" крышу одного из вагонов метро пробила железобетонная свая, которую рабочие одной из фирм вбивали в грунт при установке рекламного щита. Только в этом году, не считая уже упомянутых случаев, похожие события происходили на Шоссейной улице, на улице Мясницкая, на Рождественке, Алтуфьевском шоссе.
Начало осени ознаменовалось еще двумя происшествием подобного рода. 8 сентября в Митино, у дома 10 по Новотушинскому проезду обрушились перекрытия строящихся подземных гаражей на площади 80 кв. метров. В воскресенье на Ленинградском проспекте столицы произошел обвал грунта, под землю провалился автомобиль КАМАЗ, обрушилась мачта городского освещения. Жертв, к счастью, удалось избежать. На проспект в спешном порядке прибыли ремонтные бригады, движение строители пообещали восстановить в течение суток, однако не одна тысяча москвичей в понедельник утром испытала немалое раздражение своего начальства, прибыв на службу с опозданием.
Подобный информационный фон способен сделать любого москвича потенциальным неврастеником, с опаской поглядывающим себе под ноги при каждом шаге. Есть ли у подобных происшествий некая общая причина, возможно ли предотвращать подобные случаи в будущем, и не уходит ли Москва окончательно под землю?
Московские жители давно подозревают, что с землей под ногами творится что-то неладное. Не первый год поговаривают о карстовых породах, на которых, по народной молве, стоит город. Самые экзальтированные жители столицы с тайной гордостью рассуждают о тектонических разломах и грядущих землетрясениях, готовых разрушить Москву. Считается, что за последнее столетие Москва изрядно "потяжелела", и ее грунт уже не способен выдержать чудовищных нагрузок.
Между тем, геологи уже устали от дежурных опровержений всякого рода эсхатологических прогнозов относительно будущего московских грунтов. По их мнению, Москва стоит на ногах достаточно твердо, под городом лежит геологически устойчивая Восточно-Европейская платформа, и со стороны природы никаких угроз для московских зданий и их жителей ожидать не стоит.
Настоящая угроза одна – деятельность человека в строительной каске. Именно он вбивает сваи прямо в вагоны метро, именно он готов строить многоэтажные строения, предварительно не проводя соответствующих исследований. Именно он ради прибыли готов вгрызаться во тьму подземелий, осваивая несвойственные человеку пространства под строительство гаражей и торговых центров. Почти все происшествия, связанные с провалами грунта в столице, так или иначе связаны с деятельностью человека. На месте провалов неизменно обнаруживают либо трубу с протечкой, либо заброшенные коммуникации, а порой и целые подземные сооружения, хозяев которых не сможет найти даже Шерлок Холмс. Московские диггеры, чьей страстью является изучение московских подземелий, не первый год призывают к вниманию к этим вопросам при выборе площадок под строительство.
Характерным эпизодом в решении проблем подобного рода стало недавнее заседание московского правительства, на котором рассматривался вопрос о строительстве подземных сооружений в районе Большого театра. "Мы никогда не согласуем то подземное хозяйство, которое они собираются построить, – грозно заявил московский градоначальник и пояснил. – В свое время Неглинку взяли в коллектор, после этого фактически рухнула старая гостиница "Армения" – ее пришлось в срочном порядке сносить, затем начал разрушаться "Метрополь". Финские строители восстанавливали его очень долго и трудно, а в 1988 году начал проваливаться Малый театр, и тогда потребовалось очень много усилий, чтобы его спасти".
Как заявил пресс-секретарь московского мэра Сергей Цой после провала грунта на Ленинградке, "этот случай лишний раз доказывает правильность действий городских властей и мэра". Выяснилось, что строительство под Большим театром должна была вести та же фирма, которая осуществляла работы на Ленинградском проспекте.
Вывод простой. Если московское правительство провело собственное расследование относительно предполагаемого строительства в проблемных местах и дало положительное заключение – то жить и работать в таком доме можно. Если же на высоких заседаниях подобный вопрос даже не обсуждался – то жителям, обитателям офисов и водителям автомобилей остается полагаться лишь на высшие силы и собственную реакцию, чтобы спасти свою жизнь и имущество при следующем обрушении зданий или провале грунтов.
К вечеру понедельника поступили сообщения, свидетельствующие о том, что московские власти осознали глубину проблемы. Информагентства передали, что соответствующие организации планируют проверить все стройплощадки города, где ведутся подземные работы. Подобные проверки, как сообщили из мэрии, необходимы для предотвращения новых случаев провала грунта, связанных с некорректной работой строителей. В мэрии также отметили, что будут ужесточены требования по соблюдению технологий при подземном строительстве. Однако с учетом размаха строительных работ в столице подобные планы выглядят, мягко говоря, трудновыполнимыми. На проверку всех московских строек просто не хватит специалистов. И москвичи, особенно жители новостроек, по-прежнему будут с нарастающим ужасом смотреть себе под ноги и говорить о карстовых породах и грядущих землетрясениях.