16 августа украинские пограничники восстановили пограничный знак на морском рубеже с Румынией. Процедура установления буя прошла в присутствии заместителей уполномоченных по этому участку границы со стороны Румынии и Украины, экспертов и переводчиков. Пограничный знак 1438, изготовленный на предприятии «Госгидрография», разместился в точке, определенной протоколом, который составлен румынской и советской сторонами еще в 1974 г. Его координаты определили в присутствии экспертов с помощью GPS-приемника.
Председатель комиссии с украинской стороны Борис Трегубов сообщил, что морскую украинско-румынскую границу издавна обозначали два пограничных знака: один, 1438, выполненный в форме буя, за который отвечала советская сторона, другой, 1439, — веха, за которую отвечала Румыния. По его словам, оба знака были срезаны около 20 лет назад ледоходом. Длина морского участка украинско-румынской границы составляет 33 км. Установление знака по инициативе Украины стало результатом работы смешанной украинско-румынской пограничной комиссии, сформированной в 2004 году. Это очень показательный, символический момент в наших непростых отношениях с юго-западным соседом. Пока что это история поражений, доставшихся нам в наследство от «оранжевых».
В августе 2004 г. Украина запустила первую очередь судоходного канала Дунай —Черное море. Строительство канала вызывало серьезные возражения со стороны Румынии, поскольку часть канала якобы проходит по заповеднику. После открытия канала румынская власть заявила, что намерена подать на Украину в Международный суд в Гааге. 24 января 2005 г. президент Ющенко заявил, что в ближайшее время Украина вместе с Румынией внимательно изучат вопрос канала Дунай — Черное море: «Мы будем уделять этому вопросу серьезное внимание». Ющенко отметил, что по этому поводу состоялся его разговор с президентом Румынии Траяном Бесеску. 6 марта 2005 г. министр иностранных дел Борис Тарасюк начал активно контактировать со своим румынским коллегой Резваном Унгуряну на тему официальных визитов.
Весенняя драма-2005
22 марта Украина и Румыния договорились вернуться к обсуждению проблемы делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море на двустороннем уровне. То есть без надгосударственных организаций. Тарасюк сообщил, что обе страны договорились в ближайшее время провести встречу на экспертном уровне и вернуться к двустороннему формату переговоров по этом вопросам. Унгуряну отметил, что вопрос о делимитации континентального шельфа обсуждался в ходе переговоров «в позитивном контексте»: «С одной стороны, мы оставляем суду в Гааге (Румыния в прошлом году обратилась в Международный суд ООН по вопросу о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море) делать свое дело, с другой стороны, мы снова открыли канал общения, и это все идет одновременно». Унгуряну выразил надежду, что решение на двустороннем уровне «будет найдено раньше, чем в Международном суде ООН в Гааге». Итак, Румыния своей позиции не изменила.
Как сообщил Ющенко, в рамках комиссии будут работать три комитета: по вопросам урегулирования Приднестровского конфликта, по вопросам жизни и деятельности нацменьшинств и по вопросам судоходного канала Дунай — Черное море. Стараниями Ющенко таким образом к двум главным проблемам — каналу и острову — прибавили еще и Тирасполь. А ведь «конфликт» этот лежит в сфере интересов НАТО и ЕС, а не Украины.
По словам же Траяна Бесеску, «относительно возобновления переговоров по вопросу делимитации шельфа — в любом случае эта проблема не может быть решена в Гааге до конца 2005 года»… «А срок, который мы определили, чтобы решить все спорные вопросы, — конец 2005 года». Настоящий патриот своей страны!
Ющенко же отметил, что украинская сторона исходит из того, что этот сложный вопрос имеет свою историю, дискуссия по нему продолжается еще с 1967 г. Виктор Андреевич подчеркнул, что «методически» вопрос пока остается сложным, но выразил убеждение, что в портфелях двух президентов «есть материалы для компромисса». Ющенко имел в виду, что мол, эта проблема досталась нам в наследство от СССР.Но не это главное. «У меня есть ощущение, что Украина и Румыния сыграют значительную роль в урегулировании Приднестровского конфликта», — отметил Ющенко. Для этого стоит просто взглянуть на карту.
Тарасюк считает, что переговоры украинского и румынского президентов были позитивными и направленными на то, чтобы независимо от решения Международного суда ООН в Гааге двусторонние проблемы были решены: «Именно на это были направлены усилия нашего президента и президента Бесеску с тем, чтобы проблемы, накопившиеся не благодаря их деятельности, а благодаря деятельности их предшественников, были разрешены». Тарасюк отметил, что речь идет как о вопросе глубоководного судоходного канала Дунай — Черное море, так и о делимитации «морских пространств».
Вот оно что! Это, мол, «деятельность» предшественников. Тогда Борис Тарасюк и не думал, что будет служить в правительстве Януковича. А Румыния четко блюдет свои интересы. Иск из Гааги не забирает.
На встрече с премьером Румынии Ющенко подчеркнул необходимость открытия ряда культурных центров в Украине и Румынии. Он заявил о готовности выделить средства из госбюджета на подобные проекты и отметил, что надеется на соответствующие шаги с румынской стороны. Премьер Попеску поддержал инициативу Ющенко и затронул вопрос строительства Криворожского горно-обогатительного комбината окисления руд. Как говорится, почувствуйте разницу в уровне и профессионализме.
Агрессия
По информации Украинской службы Би-би-си, вопреки неоднократным заверениям сторон о желании решить вопрос на двустороннем уровне Румыния, не дождавшись продвижения в решении проблемы, сделала очередной шаг и подала документы в Международный суд в рамках своего иска. Сам иск был прислан еще в сентябре минувшего года, тогда румынская сторона ссылалась на то, что двусторонние переговоры ни к чему не приводят. Теперь в МИДе Румынии пояснили, что появились юридические обоснования возможности демаркации границы в Черном море. Вот так обыграли Ющенко и Тарасюка опытные румынские политики и дипломаты. Это ж не с бесконечными надуманными «интригами Москвы» бороться. Тут хотя бы патриотом надо быть.
Украина, как отмечает Би-би-си, может в ответ в ближайшее время также прислать свои аргументы в Гаагу. По международной практике такие судебные разбирательства длятся несколько лет, а решения арбитров — окончательны и обязательны для исполнения. Спор вокруг Змеиного, площадь которого всего 20,5 га, обе страны ведут уже не первый год. Ныне камнем преткновения на переговорах является то, что Румыния утверждает, что остров Змеиный — скала и не относится к континентальному шельфу Украины, а в Киеве склонны полагать, что это остров и в соответствии с этим принадлежит Украине. На Змеином находятся руины античного храма Ахилла, поэтому остров включен в «Государственный реестр национального достояния (памятники истории, монументального искусства и археологии)». В мае 2002 г. Кабмин утвердил Программу развития инфраструктуры и ведения хозяйственной деятельности на Змеином.
На шельфе разведаны немалые (как для Восточной Европы) залежи углеводородов. Современная же линия границы не дает Румынии практически никакого доступа к этим лакомым нефтегазовым кусочкам. Линия границы в данный момент определена статусом Змеиного: Украина считает, что это остров. Таковым он и считался без малого 60 лет, пока румыны не назвали его скалой. Дело в том, что остров имеет территориальное море (шириной 12 морских миль) и континентальный шельф (шириной 200 морских миль), а скала — нет. От определения статуса Змеиного во многом зависят судьба линии морской границы между Украиной и Румынией и разделение богатого ресурсами шельфа, поскольку скала, согласно международному праву, при проведении линии разграничения не учитывается. Выяснять разницу между понятиями предстоит суду. На острове есть инфраструктура, «характерная для нормальной населенной территории; неотъемлемой ее частью является наличие постоянного населения». Если Международный суд будет придерживаться подобных позиций, то Украине вряд ли стоит волноваться о статусе Змеиного: в последние годы здесь появились почта, магазин, причал, даже отделение банка.
Однако, кроме объективных факторов, в споре вокруг Змеиного присутствует и субъективный элемент. Румыния около двадцати лет не уступала по многим приграничным вопросам Советскому Союзу. И вряд ли психологически готова к тому, чтобы уступить в них Украине. Это — неофициальная позиция Бухареста. Она нашла выражение в получившем широкую известность высказывании бывшего министра иностранных дел Румынии Мирчи Джеоане: «В любом случае и при любых вариантах Румыния не согласится на то, чтобы остров с территорией в 17 га доминировал над берегом в 300 км». С другой стороны, существует массив документов, регулирующих вопросы украинско-румынской границы (1961, 1997, 2003 годов и другие). Змеиный — именно остров, это украинская территория, и Украина намерена твердо отстаивать свои национальные интересы в северо-западной части Черного моря.
В ноябре 2005 г. в Бухаресте Тарасюк заявил, что цель его визита — продолжение политического диалога между Украиной и Румынией, который «развивается достаточно динамично» после смены власти в обеих странах (и все в пользу Румынии почему-то!) Теперь, оказывается, переговорный процесс будет вестись в дополнение к делу, которое возбуждено в Международном суде ООН румынской стороной.
А президент Бесеску заявил: «Национальный интерес моей страны состоит в том, чтобы Украина вместе с Румынией обрела полноправное членство в евроатлантических структурах». Какой милый человек! Но он явно кое-что забыл добавить. Обретет Украина членство — вот отдаст шельф, засыплет канал… Еще он выразил поддержку началу переговоров Украины и ЕС об упрощении визового режима для украинцев. Вот как. Оказывается, это уже зависит от наших стран-соседей! И чем же наш МИД усиленно занимается почти два года подряд?
Контрнаступление
26 января 2006 г. министр транспорта Украины Виктор Бондарь обсудил с послом Румынии в Украине Траяном Христеа возможность совместного развития канала Дунай — Черное море. В ходе встречи Бондарь, в частности, предложил румынской стороне поучаствовать в развитии прилегающей к судовому ходу инфраструктуры. Позиция Украины в отношении будущей судьбы канала прагматична: канал будет строиться, также необходимо развивать порты Рени и Измаил (Одесская обл.). По словам министра, в значимый для государства канал вложены существенные средства, а результаты экологических экспертиз свидетельствуют об отсутствии угрозы естественной среде. Хоть один патриот в том правительстве нашелся. А 17 мая Украина подала в Международный суд в Гааге свой контрмеморандум.
В июне президенты Украины и Румынии обсудили завершение строительства Украиной второй очереди глубоководного судоходного канала Дунай — Черное море. В интервью журналистам Ющенко отметил, что Украина высоко ценит внимание международного сообщества к этому вопросу. А Васька слушает да ест. Поэтому национальные интересы Украины пришлось защищать, как всегда, не МИДу.
6 июля Одесский облсовет принял решение создать населенный пункт на острове Змеиный — поселок Белый, юридический статус которого является предметом спора между Украиной и Румынией. «Этот поселок располагается на острове Змеиный. Территориально он является частью Килийского района», — сообщил депутат Игорь Учитель. На сессии также принято решение о выделении 200 тыс. грн. на благоустройство поселка — в дополнение к 2 млн. грн., которые поступят из госбюджета. Хитро. Но судиться все-таки будем.
Перспектива дела
До 2007-го — года вероятного вступления Румынии в ЕС — все территориальные споры страны-кандидата должны быть улажены. Украина может обратить внимание судей на дела «Морская делимитация пространства между Гренландией и Ян-Майеном (Дания против Норвегии)» (1988—1993), «Континентальный шельф залива Габес (Тунис и Ливия)» (1978—1982) и «Морская делимитация и территориальные вопросы (Катар против Бахрейна)» в 1991—2001.
В первом деле для Украины важен тот момент, что суд не лишил статуса острова Ян-Майен, несмотря на то, что на нем проживало всего 25 человек обслуживающего персонала Станции дальней навигации (для сравнения: на Змеином иногда одновременно проживают до 150 человек, многие с семьями). А крохотный размер острова (380 кв. м) не помешал суду учесть, что он влияет на разграничение рыболовных зон. При этом о «хозяйственной деятельности» вообще речь не шла. Дело о континентальных шельфах Туниса и Ливии в заливе Габес интересно тем, что суд учел не только острова Керкенна, которые находятся в зоне делимитации, но и расположенные поблизости островки, открывающиеся только во время отливов.
Естественно, Румынию не устраивает ни один из приведенных выше принципов. Румынские юристы нашли в практике МС другой прецедент, на первый взгляд, дающий им определенную надежду на неприменение метода пропорциональности. Имеется в виду дело Катара против Бахрейна. В нем суд отказался от использования вышеуказанного принципа при делимитации морской границы. Однако стоит взглянуть на него поближе и выяснится, что это решение мотивировано отсутствием значительной разницы в длине береговых линий двух стран.
По мировым меркам месторождения у Змеиного весьма средненькие. Десять миллионов тонн нефти и десять миллиардов кубометров газа — это 2—3 года работы крупной добывающей компании, а доходы от этого предприятия не будут очень высокими. В июле этого года в ходе визита Ющенко в Австрию «Нефтегаз Украины», «Черноморнефтегаз» и австрийская компания OMV, крупнейшая в Центральной Европе, подписали договор, который в будущем может стать основой для совместной разработки недр северо-западной части Черноморского шельфа.