Ученые из университета Флориды обнаружили признаки антропогенного загрязнения в донных отложениях на глубине 490 м, образующихся в результате деятельности подводных выходов гидротермальных вод.
При изучении проб донных отложений, взятых около подводного вулкана у западного побережья Италии с помощью российского глубоководного аппарата, был обнаружен свинец из австралийских шахт. Участник исследования Георгий Каменов (George Kamenov) полагает, что результаты анализа проб недвусмысленно свидетельствуют об антропогенном загрязнении гидротермальных природных систем.
Однако использование новейшего аналитического прибора «мульти-коллекторного индуктивно-связанного плазменного масс-спектрометра» (Multi-Collector Inductively Coupled Plasma Mass Spectrometer) позволило точно определить изотопный состав свинца из отобранных проб донных отложений. Изотопные составы металлов из разных месторождений отличаются друг от друга подобно тому, как различаются ДНК разных организмов. Это позволяет использовать этот параметр для определения места происхождения металла. Оказалось, что изотопный состав свинца изученных отложений отличен от состава характерного для металла из европейских месторождений, но полностью соответствует свинцу из крупнейшей в мире австралийской свинцовой шахты Брокен-Хилл.
Каким образом австралийский свинец попал в гидротермальные воды у побережья Италии? По мнению ученых, скорее всего, добытый в Австралии металл был транспортирован в Европу, где использовался для производства этилированного бензина, при сжигании которого и попал в атмосферу. Из атмосферы металл вместе с осадками мог выпасть на поверхность и, в конечном итоге, попасть в морскую воду, земную кору и, наконец, через гидротермальные выходы, обратно.
Загрязнение окружающей среды в Европе свинцом, добытым в Австралии, – факт хорошо известный. Однако в гидротермальной формации этот металл обнаружен впервые. «Судьба» металла удивительна: он появился в Австралии в результате гидротермальных процессов миллионы лет назад. Затем люди высвободили его из недр, «выпустили» в окружающую среду, из которой он попал в гидротермальную сферу и снова в донные отложения. Это наглядный пример масштабов вмешательства человека в глобальные геохимические циклы на планете.