Очень долго лишь на страницах газет и экранах телевизоров мы сталкивались с государственно-территориальными проблемами и спорами. И все это казалось для нас далекой экзотикой. Оказывается, зря. Румыния не оставляет надежды лишить нас акватории вокруг острова Змеиного. А два с половиной года назад с территориальными проблемами, притом грозившими самыми непредсказуемыми последствиями, Украина столкнулась и на восточной морской границе.
А такая стабильность весьма важна для Донетчины, Запорожья и Крыма. Но переговоры несколько раз приостанавливались, то и дело происходят инциденты: либо украинские пограничники ловят русских браконьеров, либо наоборот. А ведь может случиться дело и посерьезнее.
А что же все-таки представляет собой это спорное море? Древние римляне, завоевавшие в свое время огромные территории в Европе, Азии и Африке, называли на своем языке все Средиземное море (площадью более 3 млн. кв. км) "mare nostrum — "наше море". Вряд ли они были правы.
Но для донетчан, запорожцев, крымчан, жителей Ростовской области и Краснодарского края Российской Федерации Азовское море — действительно "наше". Нам всем было бы очень без него плохо. И если бы это море исчезло или почти исчезло — подобно Аральскому, — то все указанные территории подверглись бы опустыниванию, то есть климат стал бы более резко континентальным, чем сейчас.
И тогда каждый год морозная и ветреная бесснежная зима, минуя весну, превращалась бы в жаркое лето без дождей, но с суховеями. Итак, о нашем море: "Азовское море (др. рус. — Сурожское море) на юге Европейской части СССР. Керченским проливом соединено с Черным морем. Площадь — 39 тыс. кв. км. Глубина — до 15 м. Крупные заливы: Таганрогский, Сиваш. Впадают крупные реки: Дон и Кубань. Замерзает на 2—3 месяца. Рыболовство (хамса, тюлька, лещ, судак). Основные порты: Жданов, Таганрог, Ейск, Бердянск".
Так лаконично повествует об интересующем нас предмете Советский Энциклопедический Словарь 1987 года издания. Разумеется, со времен выхода в свет сего фолианта изменилось весьма многое. Не говоря уже о том, что Жданов вновь стал Мариуполем, что Азовское море ныне омывает берега двух независимых государств, что в нем изменился даже состав водной фауны. Акклиматизирован пеленгас — рыба совсем недурных вкусовых качеств, уже несколько лет полностью запрещен промысел осетровых — ввиду уменьшения их количества вплоть до угрозы исчезновения.
Наше море во многом уникально. В 1 кг его воды содержится в среднем 11,5 г солей, то есть почти в 3 раза меньше, чем в океанической воде, или в 1,5 раза меньше, чем в поверхностной черноморской воде. Именно такие условия подходят для обитания многих ценных пород рыбы. По продуктивности гектара Азовское море совсем недавно было самым богатым естественным водным бассейном в мире. Но даже сейчас оно дает несколько десятков тысяч тонн рыбы разных видов. И это лишь официальные данные.
В последние годы много пишут о том, что на дне Азовского и Черного морей имеются значительные запасы нефти и газа. Может быть, так оно и есть. И, как говорят в Одессе, разве ж это плохо? С другой стороны, имеется официальное (ноябрь 2003 года) сообщение генерального директора Государственного акционерного общества "Черноморнефтегаз" Валерия Ясюка о том, что "в Керченском проливе нет доказанных запасов нефти и газа. Однако сейсмическая разведка показала южнее, на Керченском шельфе, в частности, на структуре Субботина, крупные запасы углеводородов. Уже в текущем или в следующем году "Черноморнефтегаз" планирует начать там геологоразведку и бурение".
Из других сведений интересно следующее: как ни странно, в глубоких местах Азовского моря существуют особые структуры, именуемые грязевыми вулканами, образуемые гниющим илом. В результате гниения ила образуется сероводород. После извержения одного из таких вулканов в 1960 году вблизи Тамани даже возник маленький островок, впоследствии размытый волнами. Некоторые выступления наших и российских ура-патриотов заставляют вспомнить об этом природном феномене.
Азовское море неоднократно меняло свои очертания. Так, украинский остров Тузла на картах именуется "косой", то есть полуостровом. Дело в том, что ранее он действительно был косой — ответвлением Таманского полуострова. А коса Бирючий остров, находящаяся в Запорожской области Украины, в свое время была островом и стала косой после того, как морские волны намыли перешеек между берегом и островом. Кстати, это произошло в 20-х годах прошлого века, и не за один год.
…В IV веке н. э. Керченский пролив был настолько мелким, что азиатские кочевники-гунны форсировали его в конном строю, разгромили обитавшие тогда здесь германские племена готов и гнали их до самой Атлантики. Отсюда началось Великое переселение народов и здесь же, на азовских берегах, вершились важнейшие события Второй и последней мировой войны. В ноябре 1941 года 1-я немецкая танковая армия, оттесняя ослабленные советские войска, ворвалась в Ростов. Гитлер провозгласил: "Ворота на Кавказ открыты перед нами!". Но всего несколько дней спустя эти ворота с треском захлопнулись — Ростов был взят обратно, а фашисты отброшены к реке Миус. В июле 1943-го, когда началось сражение на Курской дуге, наши войска начали наступление на реке Миус, связав на юге немецкие войска и помешав перебросить их к Курску. А уже через месяц началась и битва за Донбасс. Так россияне и украинцы спасли друг друга, сами себя и весь мир от фашистской оккупации.
…Имеются достаточно обоснованные предположения, что на дне моря вблизи устьев Дона, Миуса и Кальмиуса имеется россыпное золото, образовавшееся вследствие размывания реками горных пород Донецкого кряжа.
Уровень Азовского моря на несколько сантиметров выше уровня Черного моря. Это объясняется непрерывным притоком речной воды. Вообще с гидрологической точки зрения Азовское море может рассматриваться как широкое устье Дона. А река Кубань всего 200 лет впадала в Черное море.
Относительно вопроса раздела акватории моря появляются достаточно тривиальные мысли: в борьбе за русский или украинский язык выигрывает английский. А вот в споре России и Украины за акваторию Азова в выигрыше — море, успешно затопляющее берега обеих стран. Наверняка каждый, побывавший в азовской Ялте, Седово и Новоазовске, запомнил тамошние обширные топкие, илистые мелководья, где нельзя ни искупаться, ни порыбачить. А ведь в тех местах совсем недавно стояли прибрежные рыбачьи селения…
Если площадь Азовского моря делить между РФ и Украиной с учетом принадлежности береговой линии, а не как внутренний водный бассейн, то Украина вправе получить большую его часть. Однако если вспомнить, что большая часть стока пресной воды в Азов идет из российских Дона и Кубани, благодаря чему это море имеет самую низкую соленость, вопрос начинает выглядеть в ином ракурсе, заставляя вспомнить древнегреческую басню Эзопа. Эзоп был рабом, и как-то его господин, будучи в подпитии, поклялся выпить море, обещая в случае неудачи отдать все состояние, включая жену. Когда же пришла пора расхлебывать последствия опрометчивого пари, Эзоп дал господину совет: "Скажи: море выпью хоть сейчас не закусывая, но прежде отделите из него речную воду!".
Азовское море, как однокомнатная квартира, не выдержит двух упрямых и самовлюбленных хозяев. Поэтому дело российских и украинских дипломатов и политиков весьма непростое. Ситуация напоминает известную дилемму о волке, козе и капусте. Так что при решении вопроса о территориально-правовом режиме нашего моря нашим дипломатам и политикам предстоит почетная задача доказать, что они — дипломаты и политики — действительно ими являются, и не на только на словах, но и на деле.
Евгений КОВАЛЬ адвокат (Донецк)