Создание вертикально интегрированной нефтяной компании выгодно государству, хотя и не спасает Украину от возможных бензиновых кризисов
Перманентные кризисы на рынке нефтепродуктов побудили власть вновь обратиться к идее создания вертикально интегрированной нефтяной компании. В мае президент подписал Указ «О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов».
Очерчены в документе и детали управления нефтяными госактивами — премьер должен до 10 июня обеспечить передачу в уставный фонд компании «Укрнефть» госпакетов акций ЗАО «Укртатнефть» (43%), ОАО «НПК Галичина» (25%) и АО «Нефтехимик Прикарпатья» (26%), а также приобрести в госсобственность другие пакеты акций этих предприятий.
Сама идея создания мощного государственного игрока на нефтяном рынке Украины, который бы эффективно противостоял ценовой политике российских нефтяных компаний, не нова (см. Биография ВИНК). Сомнителен формат создания государственной ВИНК.
Например, не совсем ясно, как будет осуществляться интеграция госактивов на базе получастной Укрнефти, которую оперативно контролирует менеджмент ФПГ «Приват». Желания частных акционеров НПЗ, формирующих активы ВИНК, лишь отчасти совпадают с интересами государства. Неясными остаются и юридические механизмы формирования государственной ВИНК в обнародованные президентом сроки: собрание акционеров Укрнефти, без которого любое увеличение уставного фонда компании неправомочно, запланировано на 21 июня.
Однако факт остается фактом — государственная ВИНК, если и будет формироваться, то, скорее всего, на базе Укрнефти. В этой связи целесообразно рассмотреть два вопроса — кому выгодно создание госоператора рынка в нынешнем формате и сможет ли существование ВИНК сгладить потенциальные бензиновые кризисы.
Чужие руки
На первый взгляд, создание ВИНК в ее нынешнем формате может быть выгодным негосударственному собственнику Укрнефти — группе «Приват», сконцентрировавшей около 42% нефтяной компании. Во-первых, Укрнефть усилит свои позиции на Дрогобычском НПЗ. Во-вторых, сможет рассчитывать на усиление влияния на Укртатнефти.
В-третьих, лишится головной боли в спорах с государством за блокирующий пакет Нефтехимика Прикарпатья. ВИНК тем более выгодна для Привата в свете того, что в начале 2005 года группа получила оперативный контроль над хозяйственной деятельностью Одесской нефтеперевалки.
Однако при пристальном рассмотрении механизма создания ВИНК, выгоды Привата выглядят не столь очевидными. Согласно поручению президента, в результате увеличения уставного фонда Укрнефти за НАК «Нефтегаз Украины» должно сохраниться не менее 50%+1 акция предприятия.
Уставный фонд Укрнефти на сегодня насчитывает 13,6 млн грн (при рыночной капитализации компании в 4 млрд грн). Поскольку государственным взносом в уставный фонд «вертикальной» Укрнефти станут госпакеты акций НПЗ, частным собственникам Укрнефти, желающим сохранить свою долю в компании, придется выкупать дополнительно выпущенные акции компании (либо, что маловероятно, проводить деноминацию) за счет собственных средств.
Иными словами, группа «Приват» фактически ставится перед дилеммой: либо заплатить довольно существенную сумму (один лишь госпакет Укртатнефти в прошлом году был оценен в $160 млн) за сохранение статус-кво в качестве главного миноритария Укрнефти, либо снизить влияние на Укрнефть и в перспективе лишиться своего менеджмента в компании.
Примечательно, что планы власти в отношении нефтепереработки стали новостью и для части приватовского менеджмента. «О создании ВИНК на базе Укрнефти я, например, узнал из прессы, — заявил Контрактам глава правлення ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» Александр Лазорко.
— Ко мне по вопросам реформирования структуры управления заводом пока никто не обращался». Интересно, что в Украине уже существует ВИНК, подконтрольная именно Привату. Правда, существенно меньшего размаха, чем планируемая государственная — основным ресурсом Нефтехимика Прикарпатья является сырье Укрнефти, а топливо идет на заправки, принадлежащие компании.
От создания ВИНК в ее предполагаемом формате однозначно выигрывает Нефтегаз Украины. Глава Нефтегаза Алексей Ивченко поддержал вертикальную интеграцию на базе Укрнефти. Правда, Ивченко, похоже, имеет свое видение конфигурации государственной ВИНК: он намерен предоставить президенту четыре варианта госкомпании.
Некоторые эксперты также отмечают, что отчасти заинтересован в успешном формировании ВИНК и установлении над Укрнефтью государственного контроля Петр Порошенко. Во время весеннего кризиса секретарь СНБОУ контактировал с некоторыми нефтяниками, и, по информации ряда СМИ, имеет интересы в нефтегазодобывающей отрасли.
Другой фигурой, которой отводят главенствующие роли в борьбе за контроль над ВИНК (в случае ее создания), называется первый помощник президента Александра Третьякова — на него возложен контроль за исполнением упомянутого поручения. Третьяков — известное лицо в нефтянке: ранее он возглавлял компанию АТЭК-95 (трейдер нефтепродуктов), в конце 90-х вместе с иностранными инвесторами был основателем компании «Рур Групп» (впоследствии ее приобрел ТНК) и предприятия «Интерресурсы».
Он также был председателем совета Трансбанка, через который, по данным некоторых СМИ, контролировал ряд компаний, занимающихся торговлей нефтью и нефтепродуктами. Выбор президента пал на Александра Третьякова после весеннего кризиса — часть игроков отечественной нефтепереработки изъявили желание работать с ним, минуя Юлию Тимошенко. Интересно, что инициативы Третьякова в отношении ВИНК пока касаются не столько формирования государственного оператора рынка, сколько оптимизации управления Укрнефтью.
О предполагаемой расстановке сил в ВИНК свидетельствуют заявления чиновника о желании ограничить полномочия главы правления Укрнефти и изменить соотношение сил в наблюдательном совете компании с 6:5 до 6:3 в пользу представителей государства. Хотя в любом случае, даже после установления госконтроля над ВИНК, договариваться с группой «Приват» государству все равно придется.
Вместе с тем, определенные договоренности по поводу будущего Привата в рамках ВИНК, похоже, уже достигнуты. Так, в июне Укрнефть продолжила практику скупки АЗС у дружественных Привату структур: компания приобрела 25 АЗС, принадлежавших фирмам «Авиас плюс» и «Кременчугнафтопродуктсервис». Хотя реализация стратегии Укрнефти по расширению собственной сети АЗС, обнародованной еще в 2003 году, может свидетельствовать о том, что идея создания ВИНК в очередной раз превращается в разряд украинской маниловщины.
Основным же проигравшим в случае появления ВИНК, станет группа «Континиум» (контролируемая народным депутатом Игорем Еремеевым), которая сейчас управляет НПК «Галичина», владея 42% акций предприятия. Независимо от фактического собственника НПК (Нефтегаз либо группа «Приват»), роль Континиума в управлении НПК «Галичина» однозначно снизится.
Туманные цели
Независимо от того, кто именно будет стоять у руля будущей ВИНК, цель власти — получить ВИНК, подконтрольную государству, а не частным структурам — будет достигнута. Другое дело, сможет ли государственная ВИНК полноценно конкурировать с частными нефтепереработчиками. Иными словами, насколько вероятно в будущем повторение бензиновых кризисов — уже при действующей ВИНК?
Со сбытом нефтепродуктов у любой структуры, в составе которой присутствует Укрнефть, проблем возникать не должно — на сегодня компании принадлежит сеть из 439 АЗС. Однако перспективы развития ВИНК напрямую зависят от сырьевой базы, которую сформируют участники проекта.
Сейчас гарантированным источником поставок нефти для снабжения топливом заправок Укрнефти является лишь собственная добыча. В то же время совершенно очевидно, что при увеличении розничной сети АЗС компании до запланированных 1,5 тыс. заправок (четвертая часть украинского розничного рынка), Укрнефть столкнется с необходимостью привлечения дополнительных ресурсов сырья.
Практически вся украинская нефть сейчас перерабатывается на Нефтехимике Прикарпатья. С вводом в эксплуатацию нефтепровода Жулин-Надворная у Укрнефти появляется реальная возможность поставлять на этот завод российское сырье.
Однако при всех преимуществах этого варианта, в формате ВИНК он имеет ряд недостатков: географическое положение НПЗ, предусматривающее высокие затраты на транспортировку нефти и нефтепродуктов, а также низкий технический уровень завода. Невысокая эффективность переработки нефти и на НПК «Галичина».
Украинское правительство делает ставку на ответвление Баку-Тбилиси-Джейхан — трубопровод Тбилиси-Супса, по которому казахская нефть попадает к берегу Черного моря и дальше танкерами может быть доставлена в Одессу. Такой вариант транспортировки вполне реален и может стать альтернативой российским поставкам нефти.
Хотя не исключено, что нефть, полученная по этому пути, обойдется дороже российской. Также гораздо дороже, чем поставка российской Urals по трубе обойдется нефть, купленная, например, Укрнефтью в Новороссийске.
Таким образом, ВИНК будет иметь меньше возможностей для ценовых маневров по сравнению с конкурентами. Альтернативой может стать добыча нефти Укрнефтью за рубежом с последующим замещением добытых объемов российским сырьем, но это перспектива 2007-2008 годов. Наиболее приемлемым вариантом привлечения дополнительных нефтяных ресурсов для Укрнефти является закупка сырья на российском внутреннем рынке.
Но, как показывает практика, даже при наличии свободных оборотных средств решить эту задачу весьма непросто. В любом случае, закупкой сырья в Укрнефти будет заниматься либо отдельное управление, либо дружественная компании структура. При этом состав собственников подобной структуры и будет определять масштабы поставок нефти и ценовые вариации.
Биография ВИНК
2000 г. Председатель правления ОАО «Укрнефть» Олег Салмин заявляет о планах компании построить замкнутый цикл производственной деятельности «от скважины до бензоколонки».
2001-2003 гг. В результате конфликта между акционерами Укрнефти срывается проведение общих собраний акционеров компании, на которых наряду с программой по добыче нефти за пределами Украины предусматривалось утвердить концепцию создания ВИНК.
2002 г. Подготовлен проект постановления правительства о создании компании «Нафта Украины» как дочерней структуры Нефтегаза Украины. В управление Нефти Украины предполагалось передать госакции Укрнефти, а также Укртатнефти, Нефтехимика Прикарпатья и НПК «Галичина». С отставкой правительства Анатолия Кинаха реализация проекта была приостановлена.
Январь 2003 г. Общим собранием акционеров ОАО «Укрнефть» был утвержден на должности председателя правления компании Игорь Палица, до этого возглавлявший Нефтехимик Прикарпатья.
16 июля 2004 г. Появляется указ Леонида Кучмы «О мерах по повышению эффективности управления нефтяной отраслью», предусматривающий передачу государственных активов нефтепереработки в уставный фонд Укрнефти.
14 сентября 2004 г. Леонид Кучма отменяет предыдущий указ о создании ВИНК на базе Укрнефти и поручает создать данную структуру в рамках НАК «Нефтегаз Украины».
18 мая 2005 г. Виктор Ющенко подписал Указ № 823/2005 «О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов».