Почему краснеет бюветная вода?

Ссылаясь на данные городских властей, «Рабочая газета» уже сообщала, что в нынешнем году строители осчастливят киевлян еще на 22 бювета, а всего их будет 227. Недавно начальник главка коммунального хозяйства Михаил ШПАРИК заверил, что от строительства бюветов город не откажется ни в коем случае.

— ЭТИ “экологически чистые питьевые воды”, — как называет их Михаил Шпарик, — достаются городу отнюдь не дешево. Если принять во внимание, что средняя стоимость бюветного комплекса составляет 400 тысяч гривень, то прежняя власть за десять лет вколотила в землю 82 миллиона гривень. А ведь эти деньги вполне можно было направить на развитие централизованного водоснабжения, как это делают во всем цивилизованном мире.

— Да за такие деньги можно было бы возле каждого дома оборудовать очистные установки, — заметил заместитель главы КГГА Иван Салий.

Разве не парадокс: на модернизацию городских водопроводов средств нет, зато они находятся для бюветов, которые при всех их архитектурных достоинствах все же напрочь отбросили киевлян в дремучий хуторянский быт, когда люди, надрываясь, таскали воду ведрами и кастрюлями на свои надцатые этажи.

Сколько воды в сутки надобно человеку? Врач скажет, что около двух литров — как и далеким предкам. А вот заместитель директора “Киевводоканала” Владимир Бражник назвал иную цифру — 374 литра.

С повышением комфортности жизни общий расход воды на каждого из нас стремительно растет. За последнее столетие он увеличился в городе в десять раз. Еще четверть века назад доктор геолого-минералогических наук Игорь Зекцер предупреждал: если не позаботиться о новых источниках, то на рубеже ХХI века нехватка пресной воды станет крупнейшей проблемой. Таково твердое мнение ученых во всем мире. Уже сейчас вода все больше становится предметом экспорта.

А наши доблестные хозяйственники продолбили в Киеве пару сотен артезианских колодцев, из которых день и ночь хлещет подземная вода. И прямиком бежит в канализацию. Например, на улице Николая Ушакова жильцы прилегающих домов частенько моют бюветной водой свои машины…

Благо, если бы во всех скважинах вода была не только студеной, но и хорошего качества. Куда там: нередко из одних колонок она течет с запашком, из других — мутновато-голубая, из третьих — с каким-то странным привкусом. К примеру, в бювете на улице Уборевича в воде — превышение содержания марганца. А бывает, что портятся фильтры, как, скажем, в бювете на углу улиц Питерской и Петровского. Или во время сильных морозов лопаются трубы — как в бювете на Ветряных горах.

И мало кто знает, что до сих пор никак не могут ввести в действие построенные в прежние годы 19 скважин. Не оттого ли, что качество воды там плохое?

“Рабочая газета” однажды уже рассказывала, какая “веселенькая” водица потекла из некогда помпезно открытого экс-мэром бювета на улице Анны Ахматовой. Работники районной санэпидстанции тогда нам объясняли: вода, дескать, там краснеет не от стыда, а оттого, что в ней много аммиака и железа. И добавили: “Не там, видно, где надо, бурили. Да и делали наспех”.

Вот-вот, именно от грамотного бурения зачастую и зависит, по мнению специалистов “Укрсевгеологии”, качество артезианской воды. Организации же, определяющие место бурения, нередко допускают грубые технические просчеты. Из-за этого, к примеру, так и не смогли, ухлопав большие бюджетные деньги, сдать вовремя в эксплуатацию бюветы по улицам Путивльской и Чаадаева. И много месяцев подряд из них хлестала серо-буро-малиновая жидкость.

Настораживает архитектурно-строительная опасность, исходящая от этих колодцев. Зодчий Виктор Судорогин, проектирующий бюветные комплексы, в разговоре с журналистами буквально нагонял на всех страх, утверждая, будто артезианские скважины могут разрушить Киев. Причем страшилка гласила: “Бюветы — тайные убийцы?”

Кстати, напомним, что бюветы качают воду из глубины более 150 метров, из-за чего в меловых пластах меняется давление и со временем образуются большие пустоты и пещеры. Так вот, в эти-то пустоты со временем якобы провалится весь Киев. И чем больше строится бюветов, чем интенсивнее берется вода, тем быстрее приближается “время Икс”. Невеселая перспектива.

Хотя многие киевляне, по словам архитектора, возмущаются, почему, мол, бюветы не строят возле каждого дома. Виктору Судоргину даже страшно предположить, что будет через полстолетия с домами, возле которых построены бюветы. Ведь подземные реки вымывают породу, образуя пещеры, почва со временем проседает, а значит, Киев окажется под угрозой разрушения.

На заре столичной бюветизации известный украинский ученый, директор Института коллоидной химии и химии воды НАН Украины, академик Владислав Гончарук утверждал, что именно неочищенная артезианская вода с больших глубин наиболее полезна для нашего организма. Но чтобы люди пили не загрязненную химическими примесями и прочими гадостями воду, на каждой скважине после тщательной проверки должен быть сертификат качества.

Причем, по утверждению академика, именно специалисты его института могли бы выполнить столь важную работу. Конечно, для этого нужны солидные бюджетные вливания из городской казны. Кстати, комментарий ученого о качестве воды, которую мы употребляем, “Рабочая газета” опубликовала 17 мая 2006 года в статье “Какую воду мы пьем?”

Глубинные воды богаты на минералы, их применение без контроля “одно лечит, а другое — калечит”.

— По моим наблюдениям, — говорит архитектор-бюветостроитель Виктор Судорогин, — люди даже не понимают, что они пьют, несмотря на таблички о составе воды, вывешенные у бюветов. На мой взгляд, бюветную воду никак нельзя назвать питьевой, поскольку она проходит только через механические очистительные фильтры, а вот биологических фильтров там нет. Кроме того, наши люди ломают бюветы с завидной скоростью. Это и понятно: воду-то дали бесплатно.

Наконец-то отцы города услышали толковый совет академика Гончарука. Через девять лет бюветизации решили провести инвентаризацию всех действующих и законсервированных артезианских скважин. А заодно и решить по каждой из них отдельно вопросы санитарной безопасности и целесообразности эксплуатации. Пришедшие в негодность скважины должны быть затампонованы. И, похоже, появится также единая городская бюветная служба при “Киевводоканале”.

Вывод ясен, как божий день: давно пора навести порядок в закапывании денег налогоплательщиков. И прекратить издевательство над древней землей стольного града.

Если уж отважились пить артезианскую воду, так давайте создавать все условия для того, чтобы она по всем показателям была полезной для здоровья.

 Послесловие. Во многих городах Украины действительно есть большие проблемы с качеством водопроводной воды. Но столица к этим городам как раз не относится. Более того, специалисты утверждают, что из киевских кранов течет водица, качество которой — одно из лучших в стране. Однако именно киевляне больше всего возмущаются своим водопроводом. Парадокс? Нет. Это всего лишь деструктивные морально-психологические последствия девятилетней бюветизации столицы.

— Жаль, что бюветизация как бы поставила под сомнение качество нашей водопроводной воды, — посетовала врач Киевской городской санэпидстанции Нина Теленкова. — Такой, как в Киеве, прекрасной воды в Украине нет. А ведь мы оцениваем бюветную воду по тем же параметрам, что и обычную водопроводную. И делаем это в соответствии со старым еще советским ГОСТом-2874-82.

Вообще, по мнению специалистов, с бюветами не так-то все и просто. К примеру, в трубах глубоких скважин подолгу застаивается высокий столб воды. В нем появляются такие органолептические показатели, как мутность, железистый привкус, начинают выпадать хлопья. И это при том, что бюветы питаются водой с подземных горизонтов сеноманского яруса и юрского периода, достаточно хорошо изученные, вошедшие в наше меню с конца XIX века.

Вот и поступай, как хочешь. А хочется всегда лучшего. Не ошибиться бы при выборе.