Борьба за песок

Управление по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА наложило запрет на работу ООО «Альянс – Союз» из-за угрозы экологической катастрофы на Днепре

Чиновники мотивируют остановку предприятия угрозой экологической катастрофыСтоличному ООО «Альянс-Союз», которое специализируется на поставке щебня, запретили добычу песка в акватории Днепра. Киевские чиновники утверждают, что деятельность предприятия может стать причиной масштабной экологической катастрофы, в результате которой в реку выльется колоссальное количество фекалий. Впрочем, представители предприятия опровергают это заявление, объясняя повышенное внимание госорганов к своей деятельности происками конкурентов.

ООО занимается исследовательско-промышленной разработкой песка в акватории Днепра в районе устья речки Лыбедь (возле Южного моста). В управлении чрезвычайных ситуаций КГГА говорят, что правоохранители и экологи должны оценить правомочность выполнения предприятием работ. По словам чиновников, в границах отведенного предприятию участка находятся дюкерные переходы (трубы) городских канализационных сетей «Киеводоканала», в связи с чем разработка карьера в этом месте опасна – так как может привести к повреждению объектов и загрязнению реки канализационными стоками. «Проведенные исследования показали, что защитный слой песка над дюкерами составляет от 30 до 60 см. В этой связи мы запретили работу ООО до проведения изучения дна и оценки влияния карьера на стойкость объектов «Водоканала», – говорят в управлении. Кроме того, в управлении заявляют, что депутаты Киеврады не согласовывали с компанией добычу песка.

Впрочем, юристы ООО считают, что такое согласование предприятию не требуется вовсе, достаточно решения Голосеевской районной рады, которым они располагают. Как сообщили изданию СЕЙЧАС в ООО «Альянс-Союз», компания уже заказала специальное исследование, в рамках которого водолазы установили, что трубы «Киевводоканала» покрыты защитным слоем песка толщиной в 2-3 метра, так что оснований говорить о возможности экологической катастрофы нет. По словам юриста ООО Андрея Гвоздика, в последнее время работу предприятия неоднократно проверяли различные комиссии, в том числе и профильного министерства, но ни одна из них не выявила нарушений. В то же время в настоящий момент предприятие прекратило работу в связи с запретом КГГА, а также на период нереста, который продлится ориентировочно до июня. «То есть мы продолжаем лабораторные исследования недр, но не используем на реке земснаряды (специальные суда для добычи песка. – СЕЙЧАС)», – пояснили в компании.

В ближайшем будущем ООО планирует возобновить работу. Результаты исследования водолазов компания собирается направить профильным управлению КГГА и министерству. Что касается необходимости оценки влияния карьера на стойкость канализационных труб, город обязал компанию провести дополнительные исследования для того, чтобы оценить безопасные расстояния до дюкеров при работе судов на этом участке. Компания рассчитывает вернуться к добыче песка сразу после их проведения, во второй половине года. Впрочем, повышенное внимание правоохранителей и экологов к деятельности компании в ООО объясняют не их заботой о чистоте Днепра, а усилиями ОАО «Киевский речной порт», которое «ведет нечестную антиконкурентную борьбу с привлечением госорганов». Заинтересованность в проблемах компании портовиков в ООО объясняют тем фактом, что ОАО до недавних пор было монополистом по добыче песка в столице, и таким образом стремится удержать свои позиции на рынке. «Киевский речной порт» незаконно использует земельный участок, который граничит с нашей акваторией, для выгрузки песка. Желание же устранить нас объясняется тем, что карьер речпорта находится в 40 км от нашего участка, а транспортные расходы порта отражаются на цене продукции», – говорит г-н Гвоздик. Впрочем, в порту утверждают, что многочисленные прошлогодние проверки не обнаружили нарушений в землепользовании предприятия.

ОАО «Киевский речной порт» отрицает свою причастность к целенаправленной кампании против ООО «Альянс-Союз»

Обвинения добытчиков песка представители речпорта опровергают. Как сообщил изданию СЕЙЧАС председатель правления ОАО Виталий Ильин, порт не воспринимает ООО как конкурента – по итогам прошлого года предприятие добыло порядка 1 800 тыс. тонн песка, что существенно превышает объемы добычи «Альянс-Союз». В то же время портовики признают, что суда ООО действительно затрудняли перемещение барж с песком ОАО (производственные площадки предприятий соседствуют). По словам советника председателя правления по юридическим вопросам ОАО «Киевский речной порт» Богдана Устименко, речь не может идти о целенаправленной кампании против ООО или конкурентной борьбе. «По информации Минохранприроды, сейчас разрешение предприятия на разработку недр находится в процессе аннулирования согласно предписанию Генпрокуратуры, так как оно попало в список из 508 разрешений, которые незаконно были получены на протяжении 2004 г. Причем аннулировать разрешение министерство может вне судебного порядка», – говорит он изданию СЕЙЧАС. Свою причастность к запрету на работу ООО речники объясняют тем, что в координаты участка, отведенного «Альянс-Союз», попал рейд «Б». Это кусок акватории Днепра, который исторически обслуживается ОАО «Киевский речной порт» (хотя оно и не является собственником рейда) и используется как стоянка для судов. «Сейчас рейд «Б» – это единственная стоянка для судов в Киеве, так как в результате начала строительства двух новых мостов, рейд «А» практически перестал существовать. «Альянс-Союз», которое получило право на разработку недр, по сути, вторглось на нашу территорию. Согласно решению комиссии Киеврады, оно должно согласовать с нами вопрос безопасного использования акватории, так как здесь уже был один случай столкновения нашего судна с судном ООО. У нас есть определенные сомнения, что работа предприятия позволит обеспечить достаточный уровень безопасности судоходства», – говорит г-н Устименко. В то же время в ООО утверждают, что предприятие не обязано согласовывать использование акватории с ОАО, так как оно является обычным хозяйственным субъектом. «Порт не имеет никаких прав на акваторию, так как не является ее собственником. По заключению комиссии Госфлотинспекции Украины, границы рейда «Б» на данный момент вообще не определены. Это планируется сделать после открытия навигации в этом году. Интересно, что его границы будут изменены. Если сейчас он проходит вдоль правого берега, то будет проходить вдоль левого, и стоянка судов не будет мешать нашей работе», – поясняет г-н Гвоздик. На предприятии считают, что при таком развитии событий конфликт может быть исчерпан. Впрочем, портовики заявляют, что перенос границ стоянки возможен только в пределах 300 м правого берега: они не могут пройти вдоль левого, так как здесь проходит фарватер. В этой связи предприятие обещает продолжить добиваться отмены разрешения ООО на добычу песка, заявляя, что она незаконна.