В письме к Президенту Украины министр транспорта и связи Виктор Бондарь говорит о готовности обеспечить финансирование проекта двумя иностранными компаниями — «Сахара Групп» и «Ахунов Групп» (Израиль), деятельность которых не отличается публичностью.
На прошлой неделе стали известны имена потенциальных инвесторов проекта строительства нового порта на озере Тобечикское, которое находится в 12 км южнее Керчи.
Очередной гигант
Напомним, что в марте нынешнего года Минтранссвязи создало рабочую группу по реализации проекта. Как известно, озеро Тобечикское отделено от моря песчаной косой длиной 3 км и шириной 35–60 м. Сейчас озеро имеет глубины 1–1,5 м и заполнено лечебными грязями до скальных пород на глубине 8–10 м. Известно, что планируется создание глубоководного порта (до 16 м), предполагаемый грузооборот которого, как указано в письме к Президенту, будет составлять «25–50 млн т за первые 1–2 года, с постоянным ростом через 3 года — до 100–130 млн т». Пока что технико-экономическое обоснование проекта отсутствует и неясно, откуда возьмутся грузопотоки для нового «гиганта». Пока что 19 морских портов суммарно перерабатывают ежегодно 110 млн т.
Минтранссвязи связывает свои оптимистичные прогнозы с возможностью строительства нефте- и газопроводов от Каспийского транспортного консорциума из района Новороссийска по дну Керченского пролива. В перспективе это даст возможность построить нефтеперерабатывающий завод мощностью 8–12 млн т и завод по переработке сжиженного газа мощностью 3 млн т. Однако эти цифры пока что не подкреплены экономическими расчетами. К слову, стоимость проекта в письме не указана. Отмечено лишь, что его реализация «будет полностью осуществляться за счет средств инвесторов без использования бюджетных ассигнований». Однако государству таки придется поучаствовать — как минимум необходимо проложить новую железную дорогу и усилить пропускную способность существующей, на что потребуется не менее $1 млрд. Дорогостоящим является также вопрос энергообеспечения проектируемого комплекса.
Инвестиционные проекты
При наличии источников финансирования все перечисленные проблемы решаемы. Примечательно, что готовность вкладывать средства в столь рискованный проект изъявили малоизвестные компании «Сахара Групп» и «Ахунов Групп». При этом их инвестиционную деятельность в СНГ сложно назвать «прозрачной». Президент «Ахунов Групп» Иосиф Ахунов впервые «засветился» в Украине в декабре прошлого года. На пресс-конференции в Симферополе израильский бизнесмен заявил о готовности проинвестировать $2 млрд в строительство порта на Донузлаве, дать $1 млрд на постройку тоннеля под Керченским проливом, полностью профинансировать правительственную программу «Морской берег» (оценивается в $15 млрд). Кроме того, пообещал заказать строительство катеров на судостроительном заводе «Море», построить безотходный мусороперерабатывающий завод и гостиничные комплексы на Арабатской стрелке. После этого «Ахунов Групп» подписала соглашение о намерениях с крымским правительством.
До появления в Крыму «крупнейшая в Израиле и на Ближнем Востоке строительная корпорация», как заявляют ее руководители, была замечена в России. Как и в Крыму, все начиналось с предварительных соглашений с местными администрациями и обещаний щедрых вливаний. Так, с 2003 года компания намерена привлечь более $1 млрд на строительство газопровода Нюксеница — Архангельск длиной 483 км, завода по производству метанола, рефрижератора в морском порту. Однако о дальнейшей судьбе этих проектов ничего неизвестно.
В декабре того же года компания подписала «предварительное соглашение» с правительством Свердловской области о строительстве магниевого комбината на базе завода «Ураласбест». «Ахунов Групп» готова была вложить от $100 млн до $300 млн в зависимости от мощности будущего завода в обмен на получение контрольного пакета акций в будущем СП. Через три месяца соглашение было расторгнуто. Как сообщило тогда агентство ИА УрБК со ссылкой на источники в «Ураласбесте», «Ахунов Групп» не сможет стать инвестором проекта, поскольку собиралась предоставить кредит под залог имущества комбината, а уральцы ожидали другой формы инвестиций. Примечательно, что в Израиле компания тоже не была замечена в каких-либо резонансных проектах. По крайней мере, наши израильские коллеги такой информацией не располагают.
Что касается «Сахара Групп», то компания с таким названием лишь единожды заявила о себе в Украине ранее. Учрежденная в 2004 году консалтинговой компанией InterOilGas (Люксембург) и американской Firecreek Inc, The Sahara Group в 2005 году совместно Firecreek Petroleum подписали с ОАО «Укрнафта» меморандум о намерениях, планируя восстанавливать месторождения углеводородов.
Конечно, нельзя исключать того, что столь малоизвестные общественности инвесторы всерьез намерены развивать бизнес в Украине, как и то, что действуют они в интересах третьих лиц. Их, в свою очередь, может интересовать, например, 1100 га земли вместе с озером, внесенным Кабмином в перечень лечебных.
К слову, в письме Президенту ситуация с земельными ресурсами в районе Тобечика описана с особой тщательностью. Указывается даже на то, что сельские советы, на земля которых может развернуться строительство, готовы ею пожертвовать ради будущего трудоустройства 18 тыс. человек. Хотя местным жителям о грандиозных планах Минтранса ничего неизвестно.