Каждый год в Украине добывают 20 миллиардов кубометров газа. После новогоднего газового кризиса об этом известно всем. Но не всем известно, что несколько десятилетий назад не Россия поставляла газ в Украину, а наоборот.
И что даже сегодня, после того как СССР выкачал весь легкодоступный газ, еще есть ресурсы для увеличения отечественной добычи. Название одного из таких источников созвучно с названием российского острова – Сахалин. Сахалинское месторождение находится в Харьковской области. Нашли это месторождение лет 19 назад. Но еще до сих пор оно находится в стадии разработки.
Приблизительно запасы газа в глубинах Сахалинки уже определены – это миллиарды кубометров в год. Миллиарды долларов. Понятно, что такое месторождение – лакомый кусочек. И вместо того, чтобы добывать оттуда газ, последние годы все только тем и занимались, что добывали себе это месторождение. Из-за него не одна голова полетела с чиновничьих плечей. И еще вероятно, не одна полетит. Свежий пример – министр экологии на днях сделал сенсационное заявление – в мае еще на защищенное и не разведанное месторождение будут продавать. С аукциона. По стартовой цене… 200 миллионов гривень.
Поспешность такого заявления о продаже Сахалинки в принципе понятна. Выборы на носу, создание нового коалиционного правительства, перетрубации во власти и т.д. А так – заявление сделано, те, кому оно предназначалось – услышали и оценили. До мая новое правительство навряд ли сформируют, будет работать старое, а если и нет, то механизм уже будет запущен.
На данный момент Сахалинка пребывает в стадии промышленно-эксплуатационной разработки. Лицензия на нее у государственной компании “Надра України”. С этой лицензией тоже не все просто. В конце 2004 года силами Государственного комитета природных ресурсов и известного распределителя природных ресурсов Николая Злочевского Сахалинку забрали у “Надр” и отдали фирме “Нафтогазбуріння”, которая просуществовала до этого лишь три дня. В 2005 году Госкомприродресурсов ликвидировал президент Ющенко. Его функции передали министерству экологии. При министерстве сразу же была создана специальная комиссия по проверке законности выдачи лицензий в 2003-2004 годах.
Ее возглавил Степан Лизун, специалист с опытом, который уже курировал ресурсное направление еще при старой власти. Комиссия с препонами и трудностями выявила, что Госкомприродресурсов незаконно выдал сотни лицензий. При нарушении законов, согласно которым лицензии можно было предоставлять лишь на аукционах. Аукциона не было проведено ни одного. Лицензии выдавали своим – по 300 грн. за штуку. На конкурсах без конкурса. Сахалинку, как и сногие другие перспективные месторождения передали фирме, которая тесно связана с именем все того же Николая Злочевского. Николай Злочевский – вице-президент компании ИНФОКС. Этой компанией было создано множество сателлитов, в том числе с использованием офшоров.
Одному из таких сателлитов и отдали самое перспективное на сегодняшний день газовое месторождение в Украине. Отдали с боем. Сахалинку активно отстаивали бывший руководитель „Надр України” Петр Демченко и его первый заместитель Александр Левочкин, брат известного Сергея Левочкина, некогда помощника Кучмы, а ныне помощника Владимира Литвина. Создается впечатление, что у Левочкина был тут свой интерес. На Сахалинке по договору о совместной деятельности кроме прочих работала компания ДЕВОН, с польским капиталом. Много факторов говорят о том, что интересы ДЕВОНа курировал именно Левочкин. После проблем с лицензией начались перетрубации и в ДЕВОНе. Вроде бы польская фирма не выполнила своих обязательств. Сверловин обещанных не построили, лишь реконструировали существующие, и уже из того, что заработают, часть будут вкладывать в строительство.
Новое руководство „Надр України” приняло решение вымогать от ДЕВОНа выполнения контрактных обязательств. Те в ответ предложили заложить общее имущество под кредит в польском банке. Конфликт подогревался тем, что куратор ДЕВОНа Левочкин постоянно пытался восстановиться на работе в „Надрах України” вместе со своим бывшим шефом Демченко. Для этого требовалось устранить действующее руководство во главе с Игорем Романенко.
С другой стороны на Сахалинке работает по договорам совместной деятельности компания “Укрнафта”. “Укрнафта” – интересная компания. Это часть монстра-компании “Нефтегаз Украины”. Но будучи дочерней компанией государственной корпорации, “Укрнафта” ухитряется лишь на 51 процент быть государственной. Остаток акций у частных владельцев. Принимая во внимание то, что возглавляет ОАО “Укрнафта” Игорь Палица, причем уже долгое время, независимо от перемен в Нефтегазе, нетрудно догадаться, что 49% акций принадлежит группе Приват. И именно этот пакет на самом деле перевешивает 51% государственных акций. Бизнес – дело тонкое. Самое перспективное нефтегазоконденсатное месторождение – Сахалинка – кусок слишком дорогой, чтобы им делиться.
Государственная компания “Надра України”, как пользователи Сахалинки, оказываются помехой на пути к ее освоению. Лицензиат может ничего не делать, просто получать деньги, впуская исполнителей. Миллионы долларов в месяц. И ДЕВОН, и “Укрнафта”, и лишенные государственного финансирования “Надра України” – все стремятся к контролю над Сахалинкой. ДЕВОН ныне ослаблен. Его поддержка в государственных масштабах слишком мала. Литвин слишком занят выборами. А вот государственно-частная “Укрнафта” тут как тут. Остаются “Надра України”, главный геолог которых Николай Зюзькевич прямо на пресс-конференции министра экологии Игнатенко заявил ему, что продавать Сахалинку в мае просто невозможно. Неизвестны точные запасы, поэтому невозможно назвать объективную стоимость, которая ну никак на составляет 200 миллионов гривень. И даже не 200 миллионов долларов, а намного больше.
Министр прислушался к владельцам лицензии на Сахалинку по-своему. 14 марта он пишет представление на имя премьера Еханурова, о том, что руководитель “Надр” Романенко не справился и т.п., так что к ногтю его, чтобы не мешал продавать Сахалинку. Ирония судьбы – предшественника Романенко Демченко Злочевский увольнял тоже за Сахалинку. Теперь власть другая, а принципы работы – те же самые. 15 марта поздно вечером, фактически ночью Кабмин под определенным давлением и лоббизмом все-таки принимает решение об увольнении Романенко. Уже и кандидатуру вместо него подобрали, хотя пока что не называют, ожидают более сильного шума. Однако достоверно (?) известно, что это человек, близкий к “Укрнафте”.
Теперь под предвыборный шумок осталось дождаться аукциона, в котором не исключено, что будет только один участник, он же – победитель. “Укрнафта” готова заплатить за Сахалинку и 300 и даже 400 миллионов гривень. Поскольку реальная ее стоимость измеряется миллиардами долларов. Все это очень напоминает вчерашние истории с Криворожсталями. И что дальше – новые реприватизации?
В конце концов и в самом министрестве после последних событий не все гладко. Министр Игнатенко перед выборами также сподобился сделать заявление, что все лицензии 2004 года, которые подлежат пересмотру согласно выводов комиссии Лизуна и Генпрокуратуры, могут быть пересмотрены… В его кабинете? Не иначе. Словом, будет весело.