Ледовая шапка Северного полюса тает. Арктика, предполагают ученые, может скрывать в своих недрах примерно четверть неразведанных запасов нефти и газа. На природные богатства Крайнего Севера претендуют сразу пять стран, граничащих с Северным Ледовитым океаном, — Дания, Канада, Норвегия, Россия и США. К такому выводу пришли корреспонденты газеты New York Times, полгода изучавшие намерения концернов, действующих на территории этих государств.
Руководство канадской провинции Манитоба возлагает надежды на портовый городок Черчилль — об этом говорят многие миллионы долларов, инвестированные в инфраструктуру города в последние несколько лет. Если вечный лед действительно растает, Черчилль станет частью перспективного торгового маршрута, который соединит его с крупными российскими портами, в первую очередь с Мурманском.
Россия связывает с таянием льда не только развитие своих портовых городов на побережье Арктики. В сентябре прошлого года соглашение о разработке газового месторождения Штокман в Баренцевом море заключил российский Газпром. Его партнерами стали пять крупных нефтяных концернов — норвежские предприятия Statoil и Norsk Hydro, французское Total и американские Chevron и ConocoPhillips. Проект обойдется участникам примерно в 20 млрд. долларов.
Норвежский остров Шпицберген активно изучают ученые: достаточно сказать, что исследовательскую станцию здесь соорудили даже китайцы. А госдепартамент США, просчитав с экспертами политические и экономические последствия таяния льдов, назначил послом в Норвегию Джона Дойля Онга. Выбор сделан неслучайно: дипломат, 36 лет посвятивший промышленности, выступает за строительство в норвежском Хаммерфесте газоперерабатывающего комплекса Snohvit.
Дания, впрочем, как и другие претенденты на арктические полезные ископаемые, не отказалась бы владеть Северным полюсом единолично. Но по соглашению ООН о морском праве государство может включить в состав своей территории только прибрежную морскую полосу шириной 200 морских миль. Если страна хочет полосу пошире — она должна доказать, что ее континентальный шельф продолжается и под поверхностью моря.
После ратификации конвенции каждая морская держава получила 10 лет для обоснования притязаний. Это придется сделать еще задолго до того, как лед растает.
Лидирует Россия, подписавшая конвенцию еще в 1997 г., а четыре года спустя заявившая о правах собственности на половину акватории Северного Ледовитого океана.
Дания и Канада в июне прошлого года объявили о совместной экспедиции. Результаты исследований помогут этим государствам прояснить вопрос о правах.
Конгресс США с ратификацией тянет: американцы опасаются, что после того, как документ будет подписан, право принимать решения отойдет к международному ведомству по морскому дну ISA. Эта организация со штаб-квартирой на Ямайке, созданная в 1994 г. в рамках соглашения о морском праве, призвана управлять полезными ископаемыми океана как «совместным наследием человечества».
Судя по всему, богатства Арктики придется разделить по-братски.