Строительство Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР) ведется уже более 20 лет, на это израсходовано почти $1,6 млрд. Однако его строительная готовность оценивается сейчас лишь на 66%. В то же время завершение строительства КГОКОРа и ввод его в эксплуатацию является необходимым и актуальным в нынешних условиях.
Необходимость достройки КГОКОРа заключается в обеспечении Украиной международных обязательств перед иностранными участниками его строительства, источником погашения которых определена продукция этого предприятия, а также компенсации Украине затрат в размере более $0,9 млрд. Актуальность достройки комбината заключается в создании современного производства с привлечением к переработке больших запасов окисленных руд, которые до этого времени не используются, а также положительном влиянии на социально-экономическое развитие и экологическое состояние Криворожского бассейна.
Согласно действующему законодательству и международному праву, Украина стала с сентября 1991 года правопреемником прав и обязанностей по международным договорам СССР, в том числе и относительно строительства КГОКОРа. "Тем не менее все решения Кабинета Министров Украины о завершении строительства комбината не были обеспечены для этого необходимыми финансовыми ресурсами и остались невыполненными", – сообщили ЛІГАБізнесІнформ в Счетной палате Украины.
В частности, аудиторы Счетной палаты Украины выяснили, что сведения Минпромполитики и дирекции комбината относительно доли стран-участниц в строительстве являются ориентировочными и недостоверными, поскольку объемы фактически выполненных работ с иностранными участниками не согласовывались. Более того, до этого года не разработана и не согласована со странами-участницами строительства методика перевода стоимости выполненных работ в единую валюту расчетов, а расхождения при оценке стоимости строительства в разной валюте достигают пятикратного размера.
После принятия этого объекта в собственность Украины, на протяжении 1992-2005 гг. согласно решениям Верховной Рады и Кабинета Министров Украины на его финансирование израсходовано 62 млн.грн. Из них на строительные работы – лишь 33 млн.грн. при потребности для полного завершения строительства объектов украинской части ориентировочно свыше $400 млн. Результаты проверки показали, что дирекция комбината не обеспечила надлежащего сохранения государственного имущества и его эффективное использование, а с целью покрытия финансовых убытков осуществляла с разрешения Минпромполитики Украины распродажу ранее созданных активов. Таким образом, по данным Счетной палаты Украины, на протяжении последних 5 лет списано с баланса государственное имущество на 10,2 млн.грн., а от продажи его получено лишь 7,8 млн.грн. При этом содержание дирекции комбината обходится сейчас государству в среднем свыше 11 млн.грн. ежегодно.
"Убытки от разукомплектования и разворовывания имущества, а также продажи его по цене ниже балансовой стоимости за последние 5 лет составляют свыше 40 млн.грн.", – подсчитали в Счетной палате Украины, отметив, что ни одно решение по достройке комбината за последние 10 лет не выполнено.