1 февраля правительство утвердило новые правила получения специальных разрешений на пользование недрами. Крупнейшие добывающие компании надеются, что теперь процесс выдачи лицензий ускорится по сравнению с 2004-2005 годами, когда аукционы фактически так и не удалось внедрить. Начальник управления геологии и бурения скважин департамента по добычи газа и нефти Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Василий Гладун дал свою оценку новому механизму выдачи лицензий. …
– Как вы считаете, процесс выдачи разрешений ускорится после утверждения правительством нового порядка проведения аукционов на недра?
– Как только постановление вступит в силу, мы сможем получать лицензии по принципу «без аукционов» при наличии государственного заказа на проведение геологоразведочных работ за счет средств госбюджета на развитие минерально-сырьевой базы. Лицензии на такие объекты будут выдаваться без аукционов и всяческих разрешений.
Отличий старой системы выдачи лицензий на пользование недрами от системы, предусмотренной в новом порядке, не так много. Наша компания предложила четко прописать выдачу лицензий на пользование нефтегазоносными недрами тем предприятиям, которые выполняют постановление №1729 Кабинета Министров о порядке обеспечения национальной экономики и населения Украины природным газом по фиксированным ценам – 112 грн. за 1000 куб. м. Однако наше предложение не было учтено, и мы вынуждены будем принимать участие в аукционах по продаже спецразрешений на пользование недрами на общих основаниях.
– Как много времени уходит на получение лицензии на объект?
– Этот процесс занимает от двух до шести месяцев, начиная от подготовки материалов до получения лицензии на пользование недрами. Но компания надеется, что, работая по новым принципам, «Нафтогаз Украины» сможет получать лицензии быстрее с помощью местных властей.
– Какие проблемы возникли у вашей компании при действии старого порядка в 2005 году? Удалось ли продлить существующие лицензии и получить разрешения на новые объекты?
– В 2005 году «Нафтогаз Украины» не получил ни одной новой лицензии на геологическое изучение или промышленную разработку недр Украины, хотя планировали получить 37-40 новых разрешений. Однако в прошлом году межведомственная комиссия Минприроды приняла решение только о продлении лицензий на пользование недрами по 29 объектам (срок действия которых истек) предприятиям «Нафтогаза Украины». Основная проблема компании в том, что у нас есть значительные мощности для проведения работ по освоению ресурсов углеводородов, а лицензии на пользование недрами на новые площади, где можно проводить эти работы, не выдаются.
– Рассчитывает ли «Нафтогаз Украины» на автоматическое продление лицензий по участкам, где он зарекомендовал себя как добросовестный недропользователь во время действия предыдущих лицензий?
– Да, это должно быть обязательным условием.
– Будет ли компания претендовать на месторождения, лицензии на которые будут отозваны у других компаний в связи с поручением главы правительства пересмотреть результаты выдачи лицензий за 2004 год?
– Да, будем. «Нафтогаз Украины» постарается не упустить свой шанс побороться за такие месторождения для дальнейшего проведения геологоразведочных работ, как Свиридовское, Мехедовское, Голотовщинское, Луценковское, Островерховское газоконденсатные и Сахалинское нефтегазоконденсатное. Эти месторождения были открыты за счет средств государственного бюджета, принадлежали ранее «Надрам Украины», а после уже перешли в эксплуатацию негосударственным предприятиям без проведения конкурса или аукциона.
– Какие сильные стороны нового порядка выдачи лицензий вы можете отметить?
– Сильная сторона заключается в создании благоприятного климата для предприятий, которые получают государственный заказ и не участвуют в аукционе. Но если бы учли предложение «Нафтогаза Украины», то добросовестным госпредприятиям было бы легче увеличивать добычу газа, необходимого сегодня Украине, учитывая ценовую политику России.