Только вперед

Продажа "РуссНефтью" акции ряда добывающих активов не должна вводить в заблуждение: компания Михаила Гуцериева ни от чего не отказывается

После покупки активов ТНК-ВР ("Саратовнефтегаза", "Орскнефтеоргсинтеза", "Оренбургнефтепродукта" и "Нефтемаслозавода") "РуссНефть" объявила о продаже пакетов акций нескольких дочерних предприятий. Однако большинство из них осталось под контролем "РуссНефти", а продажу самарской "Волгонефти" с лихвой компенсировало приобретение "Удмуртгеологии".

В конце декабря 2005 года НК "РуссНефть" существенно упрочила свое позиции в качестве вертикально-интегрированного нефтяного холдинга. Сначала стало известно о приобретении компанией Краснодарского НПЗ ("Краснодарэконефть"), затем было объявлено, что "РуссНефть" купила "низкорентабельные" активы ТНК-ВР. В том числе 96% акций "Орскнефтеоргсинтеза" мощностью по переработке нефти 6,7 млн твг, 95% акций "Нефтемаслозавода", 98% акций "Оренбургнефтепродукта", объединяющего 37 нефтебаз и 101 АЗС, и почти 99% акций "Саратовнефтегаза" (годовая добыча 1,2 мл твг).

Сумма сделки не разглашается, но, очевидно, что она весьма существенна. Поэтому, когда на следующий день "РуссНефть" объявила о продаже пакетов акций нескольких своих дочерних предприятий, было логично предположить, что компания, по примеру ТНК-ВР, избавляется от низкорентабельных активов, аккумулируя средства для оплаты масштабных покупок. Однако, при ближайшем рассмотрении эта версия подтверждается лишь отчасти.

Так, например, компании "Голойл", "Белые Ночи" и "Комнедра" "РуссНефть" не продала, а лишь сократила в них свою долю со 100% до 51%, сохранив в своих руках контрольный пакет акций. Компания пока не разглашает, кому и за какую сумму продала эти активы. На наш взгляд, акции купил швейцарский трейдер Glencore, который является стратегическим партнером "РуссНефти" с момента ее создания и обеспечивает финансирование большинства сделок компании по поглощению активов в нефтегазовой отрасли России.

В августе 2005 года стало известно, что Glencore является миноритарным акционером (владеет от 38% до 49% акций) "Варьеганнефти", "Ульяновскнефти" и "Нафта-Уьяновск". Затем достоянием общественности стала информация, что Glencore контролирует около половины кредиторской задолженности компании (на 30 июня более $800 млн), которая гарантировала не только всей экспортной выручкой "РуссНефти" на несколько лет вперед, а также залогом акций приобретаемых предприятий и 49% акций самой "РуссНефти". Новые займы, привлеченные для покупки активов ТНК-ВР, судя по всему, были прогарантированы миноритарными пакетами акций "Голойла", "Белых Ночей" и "Комнедр".

Что касается акций самарской компаниии "Волганефть" (51%) и ее "дочек" ООО "Кондурчанефть" и ООО "Булатнефть" и ООО "Транспортсервис", от которых "РуссНефть" решила избавиться полностью, то эта сделка носит стратегический характер. Как заявил в интервью Михаил Гуцериев, покупателем этих активов стала компания "Самара-Нафта". Эта компания, контролируемая бывшим президентом ТНК-ВР и "ЮКОСа" Семеном Кукесом и американской нефтяной компанией Amerda Hess, работает на соседних на соседних с "Волганефтью" месторождениях.

Уступив "Волганефть" (добыча более 200 тыс. твг, извлекаемые запасы 11 млн тонн), Михаил Гуцериев поможет "Самара-Нафте" наростить добычу более чем на 60%, и получил хорошего партнера, имеющего серьезную поддержку в США. При этом "РуссНефть" практически ничего не потеряла, поскольку параллельно с продажей "Волганефти" приобрела "Удмуртгеологию", упрочив свои и без того сильные позиции в Удмуртии. Если в Самарской области "Волганефть" была единственным активом Михаила Гуцериева, то в удмуртский куст "Русснефти" уже входит 5 предприятий ("Белкамнефть", "Региональный нефтяной консорциум", "Уральскую нефть", "Удмуртскую нефтяную компанию" и "Удмуртскую национальную нефтяную компанию") с годовой добычей более 3,7 млн тонн. И "Удмуртгеология" с добычей около 150 тыс. твг и лицензиями на ряд новых месторождений будет в этой компании весьма кстати.

Таким образом, можно смело утверждать, что "РуссНефть", объединяющая сегодня более 30 предприятий, не испытывает дефицита средств, что при нынешнем уровне мировых цен на нефть и поддержки со стороны властей, она не собирается избавляться ни от каких нефтяных активов. А если и продает что, только из коньюнктурных соображений, в расчете на будущие приобретения.

OilCapital.ru