Добыча нефти в России в этом году составит 470 млн. тонн, а в 2006 году предполагается добыть до 475 млн. тонн, об этом вчера сообщил глава Федерального агентства по энергетике (Росэнерго) Сергей Оганесян, принявший участие в парламентских слушаниях «Нефтяные и газовые ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока как основа регионального развития». Возрастет и добыча природного газа, прирост которого последние несколько лет составляет ежегодно около 1%.
Однако в порядке самокритики Сергей Оганесян обратил внимание на отсутствие воспроизводства минерально-сырьевой базы, что ведет к проеданию запасов. В последние годы в среднем по стране количество неработающих скважин заметно выросло и достигло более 20% общего числа. Это – усредненный показатель, тогда как по отдельным компаниям он достигает 50%.
Несмотря на сложности, Россия с готовностью принимает на себя дополнительные обязательства, в первую очередь в отношении Китая. Аппетит восточного соседа определяется стремительно растущими потребностями экономики. В 2003 году КНР стала вторым после США крупнейшим потребителем нефти. Сейчас же Пекин рассчитывает получить две трети из 30 млн. тонн нефти, которую Россия будет экспортировать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в течение ближайших четырех лет.
Задача в принципе решаема. По оценкам экспертов, Россия располагает 18 млрд. баррелей неосвоенной нефти и 196 трлн. кубометров газа в Восточной Сибири и на Сахалине. Во многом именно этим определялась позиция президента Владимира Путина, не так давно заявившего, что «Сибирь и Дальний Восток являются самыми перспективными регионами развития нашей страны». Япония почти открыто ревнует к нам КНР, беспокоясь, что львиная доля нефтегазового экспорта из Сибири стоимостью 18 млрд. долларов в год достанется Китаю. Страна восходящего солнца в прошлом году получила из России менее 1% нефти для своих нужд, тогда как китайский импорт нефтепродуктов был обеспечен нами на 8,8%.
Правда, Москве не помешало бы еще раз взвесить, кто для нее более ценен: Токио и Сеул или Пекин. Следует сказать, что некоторые эксперты высказывают предостережения относительно того, что китайский рынок уж очень плохо поддается прогнозам. В частности, заместитель начальника управления перспективного развития ОАО «Газпром» Олег Иванов полагает, что «китайский рынок характеризуется высокой степенью неопределенности». По его словам, темпы роста китайской экономики, безусловно, впечатляют. «Однако вопрос в том, как долго Китай сможет держать такие темпы. Вряд ли до 2020 года ему это удастся», – сказал Олег Иванов, выступая недавно на конференции «Газ России-2005». Он также отметил: «Перед российскими компаниями стоит вопрос, какую долю рынка мы смогли бы там занять. Безусловно, наши запасы могут покрыть все потребности, однако едва ли мы сможем конкурировать с дешевым китайским углем, себестоимость которого крайне низка. А прогнозируемая цена поставок российских энергоресурсов тем более возрастает, если учесть, что в Китае практически не развита инфраструктура, что влечет за собой необходимость дополнительных инвестиционных вложений. В этом смысле, на мой взгляд, более определенными являются рынки Кореи и Японии».
Как бы там ни было, а восточные соседи готовятся к приходу большой российской нефти на Дальний Восток после завершения строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Впрочем, российский бизнес к этому тоже готовится. В районе Находки планируется строительство мощного нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) мощностью до 20 млн. тонн нефтепродуктов в год. Глава Росэнерго предположил, что построить этот НПЗ смогут либо пул компаний, либо одна компания, но окончательное решение пока не принято, и обсуждение ведется в рабочем порядке.
Напомним, что с инициативой построить НПЗ выступил глава АК «Транснефть» Семен Вайншток. «Мы внесли предложения построить НПЗ в конечной точке трубопровода (бухте Перевозная)», – сказал он, подчеркнув, что экспорт нефтепродуктов коммерчески привлекательнее экспорта сырой нефти. Семен Вайншток считает, что завод может построить консорциум российских нефтяных компаний, которым «Транснефть» обеспечит равный доступ к нефтепроводу.