Еще в 2000 году дочернее предприятие НАК «Надра Украины» – «Полтаванефтегазгеология» (ПНГГ) и украино-польская компания Dewon решили восстановить разведку и разработку заброшенного в 80-е годы Сахалинского месторождения, что в Харьковской области. Восстановили аварийные и недобуренные скважины, провели тщательную разведку всего месторождения. Деньги были потрачены немалые – бурение одного километра скважины стоит 4 млн гривен, глубина одной скважины – не менее 4 километров, а всего пробурено три скважины. Кроме того, построен специальный завод – он называется Комплекс подготовки газа – его стоимость превышает 10 млн долларов. Газовики говорят: газа будет много и надолго. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно приехать на «Сахалинку» и своими глазами увидеть, как идет добыча.
Украинский Сахалин
Сахалинское месторождение получило такое название вовсе не потому, что оно каким-то образом связано с островом Сахалин, просто в Краснокутском районе Харьковской области когда-то был хутор Сахалин. Именно по его имени назвали месторождение. Скважина №21 расположена в чистом поле, уходящем к горизонту. С этого места видны вышки, которые бурят другие скважины – нефтяные и газовые. На нефтяных горят факелы. Если бы не туман, панорама открылась бы впечатляющая. Сама газовая скважина выглядит почти незаметно: небольшая конструкция, напоминающая мостик, несколько кранов для затвора скважины. Под мостиком забетонированное углубление, а под ним – 4600 метров трубы, по которой поднимается газ, выталкиваемый подземным давлением. Вот, собственно, и все. Регулярно на это место выезжают рабочие, которые контролируют давление и скорость подачи газа. Удивляет то, что, несмотря на полевые условия, скважина содержится в идеальной чистоте: все приборы, агрегаты и конструкции почти блестят. Рабочие в униформе с надписью Dewon подходят к скважине не по полевой грязи, а по специально уложенной асфальтовой дорожке. От скважины под землей тянется труба, ведущая на Комплекс по переработке газа (КПГ) компании Dewon. Мы отправляемся туда. Через пару километров в том же чистом поле располагается мини-завод: административное здание, домики для отдыха рабочих и, собственно, сам комплекс по переработке газа. КПГ занимает довольно-таки мало места, однако оборудование комплекса впечатляет, потому как оно высокотехнологично.
Как «делают» газ
Газ, который добывается из скважины, использовать сразу нельзя, потому что он содержит такие элементы, как газовый конденсат, воду и примеси. Газ необходимо отделить или очистить от всех фракций. И только затем подавать его в магистральный трубопровод. «На входе в магистральный трубопровод качество газа контролируется очень тщательно», – говорит Василий Кириленко, начальник цеха добычи нефти, газа и конденсата. Очистка газа от конденсата происходит так: из скважины газ поступает в небольшого размера котел (он несколько похож на обычный бытовой бойлер), в котором его раскручивают с огромной скоростью. В результате конденсат оседает на стенках котла и, таким образом, отделяется. Конденсат собирают в баки, а затем вывозят цистернами. Кроме того, от газа отделяется вода, которую необходимо утилизировать. Сухой газ поступает в газопровод, который проходит прямо по «Сахалинке». «На КПГ поступает газ с двух скважин. Одна скважина находится в промышленном использовании, а вторая – на стадии анализа», – пояснил Кириленко. По данным Полтавского филиала Dewon, за сутки одна из скважин дает около 130-140 кубических метров газа. Скважина №21 с начала эксплуатации дала более 73 млн куб. м. Суточная «норма» конденсата при таких объемах добычи составляет около 30 тонн. Как и эта скважина, КПГ содержится в идеальной чистоте. Причем к нашему приезду если и готовились, то не так тщательно, ведь весь порядок здесь был заложен изначально – комплекс построен два года назад, на нем современное оборудование. Опасность газа вынуждает поддерживать полный порядок на КПГ. Но, как говорит Кириленко, на других комплексах не все так же хорошо. Даже в домиках для отдыха рабочих полный порядок. Когда мы зашли посмотреть одну из комнат, там после ночной смены спал рабочий. Ему некогда было убирать к нашему приходу, да и убирать было особо нечего: все продуманно, функционально и чисто.
Прекращение работ – опасно
Когда стало понятно, что на «Сахалинке» много газа, ныне ликвидированный Комитет по ресурсам в ноябре 2004 года выдал на Сахалинское месторождение вторую лицензию – компании «Укргазнефтебурение», которой на тот момент от роду было… три дня. Тут же на проинвестированное поляками месторождение приехали люди в джипах и сказали: мол, забирайте ваши трубы. «Когда на это месторождение газа была выдана еще одна лицензия, нам приказали выметаться отсюда. Но это не так просто сделать, ведь нельзя же бросить работающую скважину! Это опасно», – поясняет Кириленко. По его словам, прекратить подачу газа – легко, но закрытая на время скважина затем не сможет выдавать те же объемы – они будут меньше по крайней мере на 10-20 поцентов. «Природа дает один раз», – сказал Сергей Герда, директор полтавского филиала Dewon. Но и это не все сложности. Предположим, что владелец второй лицензии – «Укргазнефтебурение» – добился ухода Dewon, но у него нет своего КПГ, поэтому его еще придется строить, что займет много времени. Неужели НАК «Надра Украины» готовы пойти на фактическое уничтожение скважины? Недалеко от КПГ стоит буровая установка, которая уже пробурила 4000 метров. Эта скважина вскоре начнет давать сырье. Сейчас же идет процесс герметизации, чтобы не допустить утечки газа. Работа сложная и кропотливая. В нее вложены большие деньги. Всего Dewon вложил в разработку месторождения более 10 млн долларов и хотел бы инвестировать дальше. Прекращение работ – опасно.
Объект желания
Впервые «Сахалинка» дала газ в 2003 году. «Если бы не появление второй лицензии да еще дела о банкротстве ПНГГ, в этом году работали бы четыре скважины, а так полноценно эксплуатируется одна, а вторая на стадии детального изучения», – сетует Герда. Четыре скважины могли бы давать 520 тыс. кубометров природного газа в сутки, а уже с 2007 года – 500—600 млн в год. Эксперты Dewon предполагают, что стоимость Сахалинского газа – около 600 млн долларов. Возможно, именно поэтому ПНГГ не дают покоя.