Министерство охраны окружающей среды заявило об очередном изменении государственной политики в сфере добычи янтаря, решив усилить вертикальную интеграцию отрасли и объединить имущество добывающего предприятия «Бурштинові Копальні» и обрабатывающего «Бурштин» в рамках нового госпредприятия «Бурштин України».
Заместитель министра охраны окружающей среды Степан Лизун заявил, что такой шаг позволит оптимизировать работу двух вышеуказанных заводов, которые, по его словам, находятся в плачевном состоянии. «Проблема заключается в независимости и незаинтересованности этих двух предприятий друг в друге. Особенно это заметно со стороны рудника», — считает заместитель министра.
Сейчас для «Бурштину України» разрабатывается бизнес-план с целью нормализации его финансового состояния и последующей подготовки конкурса на право привлечения частных инвестиций. Для масштабного освоения двух разведанных и полностью подготовленных к разработке украинских месторождений янтаря — уже разрабатываемого Клесовского и перспективного Вильного, расположенного в Ривненской области, — необходимо около $200 млн. Сейчас в них добывают до 3 т в год, а еще приблизительно столько же, по оценке МВД Украины, до недавнего времени составлял нелегальный «артельный промысел».
Подобный уровень добычи янтаря отечественные геологи считают несоответствующим огромному потенциалу украинских недр. Он, правда, гораздо меньше, нежели у Польши или России, которые занимают соответственно второе и первое места в мире по добыче янтаря (34 и 261 т). При этом подтвержденные польские запасы составляют более 700 тыс. т при расположении на глубинах от 60 до 130 м, российские — около 160 тыс. т при глубине залегания от 10 м на всемирно известном месторождении Палмикент (оно разрабатывается более 120 лет) до 60 м на прииске Пионерском, содержащем 60% всех российских запасов. В то же время украинские разведанные запасы составляют порядка 100 тыс. т, но более 95% из них находятся на глубине всего 2–3 м. По данным Госгеослужбы Украины, отечественные разведанные приповерхностные запасы янтаря уступают российским и польским аналогам не только по объему, но и по толщине янтароносных пластов — у нас они составляют порядка 2 м, тогда как на глубинном прибалтийском месторождении Хлапов в Польше выявленный пласт янтароносного сырья (глауконита) превышает 17 м, а средняя толщина пластов калининградских приисков в РФ — 15 м.
Однако отечественные запасы янтаря привлекательны для инвесторов прежде всего из-за самого высокого в мире процента содержания ювелирного сырья. По оценкам польской ассоциации AmberMart, соотношение ювелирного и технического янтаря (применяемого в основном для переплавки и изготовления дешевой бижутерии, мебельных лаков и биостимуляторов) в них составляет соотвественно 24 и 76%, тогда как в глауконитах Польши и России доля крупных кусковых фракций ювелирного качества не превышает 10–15% добычи. Данные характеристики долгое время не обнародовались и после опубликования в польской прессе произвели настоящий фурор среди крупных ювелирных компаний, оживив интерес к украинским месторождениям.
До принятия решения о создании компании «Бурштин України» шурфовая добыча в нашей стране была запрещена, что сковывало развитие отрасли. Однако в начале ноября Верховная Рада внесла изменения в Закон о предпринимательстве и в Уголовный кодекс, решив исключить добычу янтаря негосударственными структурами и частными лицами из числа запрещенных. При этом депутаты увеличили штраф за нелицензионную добычу янтарного сырья с 850 грн. до 1700 грн., что можно назвать вполне действенной мерой (среднерыночная цена необработанного мелкофракционного ювелирного янтаря не превышает 1 тыс. грн./кг, а стоимость редких крупных необработанных монолитов доходит до 5 тыс. грн./кг). Фактически это решение парламента дало «зеленый свет» артельно-шурфовой добыче. По расчетам геологических инстанций, вместе с нынешним объединением двух крупнейших в отрасли государственных предприятий, замахнувшихся на увеличение добычи до 4–5 т в год, развитие артельных приисков будет способно обеспечить отечественные ювелирные фабрики до 5–6 т янтарного сырья, что позволит отрасли перестать просить деньги у госбюджета и начать привлекать крупных зарубежных инвесторов.