Будет ли в стране вторая индустриализация?

Арктическая береговая полоса России – это снежная пустыня между двух полярных оазисов – Скандинавским полуостровом и Аляской, чьи земли круглогодично подогреваются теплыми течениями. Именно Гольфстрим и Куросиво обеспечили достаточно комфортные условия для освоения северной оконечности Американского материка и шельфа Северного и Норвежского морей. Кладовые же полезных ископаемых России пока скрыты ледяной броней. Нетронутые, неразграбленные, что называется, под самую крышку набитые сокровищами, ценность которых растет по мере истощения более доступных месторождений.

Арктическая кладовая России – это 80% общероссийских разведанных запасов газа, 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа Российской Федерации. 90% запасов апатитового концентрата, 100% запасов никеля, 60% меди, 50% вольфрама, 95% редкоземельных элементов, 98% платиноидов, 75% олова. По некоторым оценкам, общая стоимость запасов минерального сырья в российской Арктике – 1,5-2 триллиона долларов.

Как считают многие ученые, арктический шельф России может стать в XXI веке основным источником углеводородного сырья, как для нашей страны, так и для мирового рынка. Ведь здесь сосредоточена четверть всех земных запасов нефти и газа.

Конечно, освоение этих месторождений лишь в перспективе. Но, согласитесь, она очень неплохая и, кстати, не такая уж далекая, учитывая созданные в последние десятилетия принципиально новые технологии добычи, позволяющие работать в самых сложных геологических и климатических условиях.

Но даже если не заглядывать в завтрашний день, то и сегодня в арктической зоне производится продукция, обеспечивающая около 11% национального дохода нашей страны и составляющая 22% объема общероссийского экспорта. 

Среди доводов в поддержку наращивания усилий по освоению Севера фигурирует и то, что он имеет исключительно важное значение для обороны страны. Здесь базируются силы Северного флота, сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности.

Нельзя забывать и о Северном морском пути – этой столбовой дороге российской Арктики и, кроме того, самой короткой трассе, соединяющей два океана. Ее экономические выгоды очевидны. Поэтому далеко не случайно Норвегия на протяжении уже длительного времени стремится преобразовать СМП в международную транзитную магистраль, не подконтрольную России.

Помимо всего этого Север – это и уникальная природа, место обитания и гнездовья редких птиц и животных, «кухня погоды», определяющая ход и развитие общемировых климатических процессов.

Наконец, для многих граждан нашей страны Север – малая родина. Место, где они родились, где они живут и работают. И они в праве рассчитывать на то, что их социальные права, гарантированные  Конституцией, будут соблюдаться. Таков краткий, но весьма внушительный перечень аргументов «за». Однако столь же убедителен список аргументов «против» вложения средств в этот регион России.

От советского времени Арктика унаследовала моноотраслевую экономику, специализирующуюся исключительно на добыче полезных ископаемых. Ориентированность преимущественно на мировые рынки делает ее не только зависимой от конъюнктуры, но и непредсказуемой, инвестиционно непривлекательной.

В последние годы практически не делались серьезные вложения в развитие транспортной инфраструктуры и связи. На грани полного износа находятся производственные фонды. Прогрессирует загрязнение природы. К этому еще надо добавить высокие риски и затраты при освоении природных ресурсов, дефицит специалистов с опытом работы на Севере, тяжелые бытовые условия, которые заставляют все больше людей покидать эти места.

Другими словами, здесь, в арктической зоне, наблюдается полное несовпадение интересов всех сторон: государства и субъектов федерации, местного населения и предпринимателей. Число компаний, работающих в Арктике,  с каждым годом не увеличивается, в основном, здесь работают крупные компании, такие, как Лукойл, Норильский Никель, Газпром. Небольшим структурам просто не выжить. Поэтому, прежде всего, необходимо выработать такой вектор движения, который бы учел интересы всех сторон. Ключом к решению проблемы могла бы стать реиндустриализация российской Арктики. Но она возможна лишь при выполнении целого ряда условий.  

Сегодня ни государство, ни бизнес в одиночку не способны решить стоящие перед ними проблемы освоения Севера. Но почему бы тогда не объединить усилия, создав своего рода частно-государственное партнерство, в котором каждый бы нес свою долю ответственности за судьбу арктической зоны. То есть, необходим баланс между потребностью государства укрепить российское присутствие в регионе, и интересами бизнеса.

Государство могло бы взять на себя разработку и проведение в жизнь законов, которые способствовали бы активизации предпринимательства, причем, в первую очередь, отечественного. В сферу его ответственности вошло бы также формирование инфраструктуры. Это, например, могут быть «дороги к ресурсам», как на Севере Канады. Учитывая естественное стремление бизнеса как можно быстрее получить отдачу от нового проекта, государство за счет софинансирования способно сделать привлекательными для предпринимателей стратегически важные долгосрочные вложения.

Но и у бизнеса должны быть обязательства. Он обеспечит экономическое благополучие территорий, гарантирует высокий стандарт жизни работников, создаст условия для развития среднего и мелкого бизнеса.

Пока это только принципиальная схема, лишь наметки к маршруту, по которому российский Север должен как можно скорее начать движение. Но это чрезвычайно важная и нужная задача. Ее решение позволит не только снять больные проблемы нашей Арктики, но и впервые отработать модель нормальных партнерских отношений между государством и бизнесом. Возможно, одним из первых шагов на этом пути станет организованный Всероссийским научно-координационным центром по проблемам Севера круглый стол «Перспективы развития российской Арктики», заседание которого пройдет 24 октября.  

Информацию о различных сторонах современной арктической жизни всегда можно получить на сайте: «Арктика Сегодня», который был специально создан для освещения актуальных проблем, с которыми ежедневно сталкивается этот огромный регион.

Отдел экономики