В разгар политических интриг и бюджетного процесса на второй план отошли многие вопросы, и в первую очередь так называемые "долгоиграющие". К ним относится тема, которую на дне правительства поднял исполняющий обязанности министра охраны окружающей среды Павел Игнатенко, — это проблема бытовых и промышленных отходов. Как ни парадоксально, но в ближайшие несколько лет этот вопрос может выйти на первый план и стать одной из основных причин головной боли правительства, каким бы оно ни было по своим политическим взглядам. Объективная реальность такова, что в Украине в связи с промышленной специализацией ее экономики и отсутствием мощностей по утилизации показатель накопления отходов становится одним из самых высоких в мире. И с этим нужно что-то делать…
В принципе, проблема токсичных отходов актуальна для всех стран мира. На Западе ею всерьез начали заниматься после "хукерской истории". Тогда, в середине 1970-х, в американском городке Лав-Канал близ Ниагара-Фолс были зафиксированы массовые случаи раковых заболеваний и врожденных пороков развития у детей. Как оказалось, жилые дома и школа стояли на месте старой свалки, где в 40-х годах компания "Хукер Кемиклз" захоронила стальные бочки с различными химикатами, в том числе диоксином и другими опасными пестицидами. В 1978 году весь район объявили зоной бедствия, а его жителей — около 1000 семей — отселили в другие места. После этой и ряда аналогичных экологических катастроф во многих странах были созданы государственные организации, контролирующие производство, использование и утилизацию токсичных материалов.
Сейчас утилизацией отходов в США занимаются свыше 30 тысяч, скажем так, полигонов и перерабатывающих предприятий. Некоторые из отходов принадлежат производителям ядовитых веществ, но большую часть эксплуатируют специальные компании, которым производители платят за утилизацию отходов. В Европе из-за отсутствия необходимой территории отходы, не подлежащие переработке, в основном стараются вывезти подальше: в страны третьего мира или в морские хранилища. Можно сказать, что Старый Свет является крупнейшим импортером отходов, которые нельзя сжечь на месте.
В экономически развитых странах есть интересная закономерность: с переходом общества к постиндустриальному типу уменьшается часть промышленных отходов и увеличивается доля отходов бытовых. По сути, страны Западной Европы сегодня больше борются именно с бытовыми отходами, в то время как для постсоветских государств на первый план выходит проблема грязных промышленных отходов. В связи с принятием жесткого экологического законодательства что-либо закапывать можно только при безоговорочном согласии владельцев территории — как частных лиц, так и муниципалитетов. Стоит какой-нибудь фирме по утилизации что-нибудь разместить нелегально на самом глухом ничейном пустыре или высыпать в море, как сразу же появятся иски со стороны собственников земельных угодий, расположенных по соседству, или рыболовецких компаний, которым нанесен ущерб.
В Западной Европе свалки постепенно исчезают, их рекультивируют и размещают на их месте различные полезные объекты, начиная с автостоянок и заканчивая жилыми кварталами. Бытовые отходы в основном сжигаются на мусоросжигательных заводах, которые, не в пример украинским, оборудованы новейшей техникой.
К тому же данная тема находится у них в центре внимания и власти, и общественности (чтобы убедиться, достаточно почитать иностранную прессу), в то время как у нас действует принцип "меньше знаешь — крепче спишь". Под промышленные и бытовые отходы в нашей стране отведена огромная территория — 160 тысяч га, из них 88% составляют горнопромышленные отходы, 10% — отходы других отраслей и 2% — бытовые. Так или иначе, но самый значительный процент промышленных отходов — на предприятиях горно-металлургического комплекса, поэтому, наряду с бытовым мусором, актуальным является вопрос переработки промышленных отходов. По состоянию на начало 2005 года на территориях предприятий Украины накопилось почти 1,6 млрд. тонн токсичных отходов, из них свыше 28 млн. тонн относятся к 1-му, 2-му и 3-му классам опасности.
Нужно сказать, что проблема, поднятая и. о. министра охраны окружающей среды, уже "опоздала" на несколько лет: правительству следовало бы вплотную заняться ею гораздо раньше. Практически в Украине "заложена" мина замедленного действия: по экспертным оценкам, в том числе и опубликованным в иностранной прессе, уровень загрязненности окружающей среды в Украине в настоящее время в 6,5 раза выше, чем в США, и в 3,2 — чем в странах Европейского содружества.
По наблюдениям тех же иностранных журналистов, с Лав-Канал может соперничать Днепродзержинск, где на территории с населением около 300 тыс. человек создано 9 могильников, которые вмещают 36 млн. тонн (в том числе и радиоактивных) отходов общей активностью около 75 тыс. кюри. Насколько серьезными могут быть последствия аварии на любом из этих могильников, можно только догадываться. Впрочем, в истории нашей страны уже были случаи утечки из хранилищ токсичных отходов. К примеру, в результате такой катастрофы в Западной Украине (тогда произошел выброс ядовитых отходов в реку) в течение нескольких недель полностью непригодной для употребления оказалась вода практически на всем протяжении Днестра. Стоит учиться на чужих ошибках — достаточно вспомнить, как выбросы отходов из плохо оборудованных хранилищ в соседней Румынии уже дважды вызывали экологическую катастрофу на Дунае и Тисе.
На сегодняшний день хранилища токсичных отходов в Украине переполнены, денег на их обустройство и, тем более, утилизацию нет. А Евросоюз, вместо того чтобы по-соседски оказывать финансовую помощь в разгребании наших завалов, наоборот, импортирует в Украину евромусор и превращает нашу страну в огромную европейскую свалку. Так, недавно разразился скандал по поводу ввоза в Закарпатскую область из Венгрии промышленных отходов, которые оформлялись на таможне как теплостойкий наполнитель "Премикс".
Более того, даже так называемые передовые технологии по переработке мусора, внедренные в Украине, несовершенны, поскольку при отсутствии средств нам досталось морально устаревшее оборудование западных заводов. Что уже говорить о тысячах свалок, разбросанных по всей территории нашей страны? Всего в Украине действует официально около трех тысяч свалок и полигонов площадью до пяти тысяч гектаров. Однако эту цифру необходимо увеличить как минимум вдвое, если учесть несанкционированные свалки. Напомним также, что многие населенные пункты Украины, особенно сельские, практически лишены коммунальных служб, ответственных за сбор и утилизацию мусора, поэтому мусорниками начали обрастать и села. Если так будет продолжаться и дальше, то наша страна рискует захлебнуться в мусоре. Тем более что даже в крупных городах из-за подорожания топлива, запчастей и спецтехники коммунальные службы не справляются с вывозом мусора и обустройством свалок.
К сожалению, политические дрязги, скорее всего, приведут к тому, что к проблеме отходов правительство основательно вернется лишь после парламентских выборов, весной будущего года. И не факт, что на решение проблемы будут выделены средства, учитывая уменьшение экономического роста в стране и сложную мировую конъюнктуру. Таким образом, население Украины, образно выражаясь, сидит на вулкане: несравненно быстро увеличиваются объемы токсичных отходов, а мы даже не подозреваем об этом.