Планы исследования Марса предполагают, что поиски следов исчезнувшей (или все еще прозябающей) жизни будут вестись либо на поверхности планеты, либо в ее глубинах, еще хранящих тепло. Между тем, новая инициатива, озвученная исследователями из NASA и SETI Institute, призывает искать следы былой жизни в марсианской «вечной мерзлоте» — в замерзшей смеси грязи и льда, лежащей под покровом песков.
По мнению авторов предложения, если на Марсе действительно когда-либо существовала жизнь, то именно в мерзлоте можно найти мертвые, но оставшиеся неповрежденными организмы, которые можно будет подвергнуть полноценному биохимическому и генетическому анализу. Если выяснится, что строение белка этих гипотетических существ схоже с генетической структурой земных организмов, то теория панспермии, в соответствии с которой жизнь на Землю и другие планеты была занесена вместе с шальными метеоритами и кометами, получит еще одно серьезное подтверждение. А если гены окажутся принципиально разными, то придется искать какую-то другую теорию.
Лучшее место для поисков — замерзшая «тундра» в южном полушарии планеты. Почва в этих местах сильно изуродована метеоритными кратерами, достаточно глубокими, чтобы добраться до отложений, сделанных в те времена, когда на Марсе еще водилась вода, пишет PhysOrg.
Правда, чтобы осуществить этот план, NASA придется договориться с Комитетом космических исследований (COSPAR), сформулировавшим закон о защите планет. В соответствии с этим законом при любом механическом бурении на Марсе должно использоваться стерильное оборудование, чтобы избежать привнесения биологического материала в марсианскую окружающую среду. Это необходимо и для того, чтобы быть уверенным, что взятые биопробы — исконно марсианские, а не заражены земным биологическим материалом.
Так что NASA для осуществления «бурильной миссии» придется еще поработать над безопасностью бурильных установок.