Новый газовый порядок

Украинская газовая промышленность становится генератором наиболее громких экономических скандалов. По крайней мере, в августе отрасль просто «фонтанировала». Причем если некоторые из обнародованных конфликтов можно считать разрешившимися, то остальные только начинают раскручиваться. Скоро украинцы смогут узнать настоящие имена скромных героев, обеспечивающих страну газом собственной добычи. Пока к таковым можно отнести только Нестора Шуфрича.

В начале августа Высший хозяйственный суд Украины завершил слушания по иску дочерней компании НАК «Надра України» «Полтавнафтогазгеология» о восстановлении лицензионных прав на промышленную разработку одного из наиболее перспективных нефтегазовых полей востока Украины — Сахалинского месторождения (Краснокутский р-н Харьковской обл.). Месторождение обладает запасами в 15 млрд куб. м природного газа, 1,7 млн т газового конденсата и 1,7 млн т нефти. Суд признал недействительным аннулирование Госкомресурсов Украины лицензии «Полтавнафтогазгеологии» на пользование Сахалинским месторождением, а также объявил незаконной выдачу лицензии донецкой компании ЗАО «Нефтедобывающая компания «Укрнафтобурение». Такое решение принимал тогдашний глава Госкомресурсов и член СДПУ(о) Николай Злочевский, решением которого 24 декабря 2004 г. аналогичная лицензия была выдана дончанам.

Представители НАК «Надра України» не скрывали своего удовлетворения высшим судебным решением. «Полтавнафтогазгеология» вложила в разработку и обустройство Сахалинского месторождения более 1 млрд грн., а его разработка осуществлялась российско-украинско-польским СП ЗАО «Девон», в связи с чем аннулирование лицензии с последующей ее передачей в руки частной компании вызвало резонанс как в Украине, так и за рубежом», — заявил глава НАК «Надра України» Игорь Романенко.

Учредителями упомянутого СП «Девон» до 2002 г. являлись российская компания «Роснефтегазстрой» с 51% акций, польская государственная нефтегазовая компания Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo (PGNiG) с 36,38%, а также НАК «Нафтогаз України» с 12,1% и физические лица. Накануне аннулирования лицензии российские акционеры «Девона» продали 25,1% акций СП венгерской компании Ferrous Trading и еще 25,9% — киевскому ООО «Правнычий альянс». Бессменным главой наблюдательного совета СП является экс-премьер-министр Украины Витольд Фокин.

Кроме восстановления законности в конфликте между СП «Девон» и «Укрнафтобурением», начало августа было отмечено еще одной нефтегазовой «реприватизацией». Она коснулась еще одного месторождения Восточной Украины — Семиренковского, которое расположено недалеко от вышеупомянутого Сахалинского, на востоке Полтавской области. Хитросплетения борьбы за Сахалинское месторождение в основном завязывались между донецкими «бурильщиками» и проработавшим всю жизнь в Донбассе экс-премьером Фокиным. В то же время аналогичный лицензионный конфликт за Семиренковское месторождение развивался совсем по другой схеме — не между лицензиатами, а между нынешними украинскими властями и СДПУ(о), представители которой работали на руководящих постах в Госкомнедрапользовании.

1 июня прокуратура Полтавской области возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц Госкомресурсов. По убеждению следователей, злоупотребляя служебным положением, чиновники комитета незаконно выдали лицензию на эксплуатацию Семиренковского месторождения киевскому ЗАО «Нафтогаздобыча». Это ЗАО и чиновники обвинены в нанесении ущерба государству на сумму 56 млн грн. В 1997–2002 гг. права на эксплуатацию Семиренковского месторождения принадлежали киевскому ЗАО «Производственная фирма «Укрнафтогазтехнология». 22% ее акций принадлежало американскому оффшору Amenda Ltd (Delavar), 19% — благотворительному фонду «Блакитна Магістраль», по 12% владели ЗАО «Укргазсинтез» и «Укрэнерготехнология» (последняя в 1999 г. продала акции ООО «Финтрейд»), кроме них, пакетами в 10 и 5% владели НАК «Надра України» и «Нафтогаз України». В начале текущего года ЗАО «Укрнафтогазтехнология» было ликвидировано, а права на Семиренковское месторождение в конце 2003 г. перешли к ЗАО «Нафтогаздобыча».

На первый взгляд, в связи с таким ходом событий вокруг месторождения можно было предположить, что нынешний конфликт — не более чем выяснение отношений между лицензиатами. Однако 15 августа туман над делом о Семиренковском месторождении развеял глава МВД Юрий Луценко. «Собственником нефтепромысла на Семиренковском месторождении до 2004 года была мать депутата от СДПУ(о) Нестора Шуфрича. Добыча велась без надлежащих лицензий. К составу преступления мы относим и незаконный отвод земель под буровые вышки. В то же время незаконная прибыль «Нафтогаздобычи» за два года составила 27 млн грн. Я хочу подчеркнуть, что никто не обвиняет депутата Шуфрича или его мать, поскольку речь идет об экономическом преступлении. Но причастность к компании, которая грабила государство, как-то не вяжется с горячей борьбой Шуфрича против нынешней власти…», — сказал глава МВД.

Подводя итоги своей поездки в Шишацкий район Полтавщины, министр заявил, что есть еще одна скважина, доход от незаконной эксплуатации которой принес «Нафтогаздобыче» доходы на сумму 53 млн грн. Реагируя на суд, грядущий вокруг Семиренковского месторождения, представители СДПУ(о), в свою очередь, выступили с опровержением утверждений следователей и заявлений главы МВД. Из их протеста следовало, что «Нафтогаздобыча» обеспечивает национальную энергетическую безопасности Украины, являясь «флагманом украинской добычи нефти и газа» (по официально декларируемым объемам добычи это ЗАО занимает место во втором десятке работающих в Украине негосударственных нефтегазодобывающих компаний. — «ДС»). Кроме того, сторонники Нестора Шуфрича заявили прессе, что его престарелая мать принимала решение о продаже принадлежавших ей акций ЗАО «Нафтогаздобыча» в конце 2004 г. «Под давлением власти семья Шуфрича должна была продать свою долю в предприятии, которое добывало газ в Шишацком районе», — процитировало сообщение пресс-службы депутата агентство «Українські Новини». Как известно, в 2004 г. президентом Украины был Леонид Кучма, а премьер-министром — Виктор Янукович.

В связи с подобного рода протестом невозможно не отметить методологическую разницу в «войнах» за Сахалинское и Семиренковское месторождения. Экс-премьер Фокин, глава победившего в борьбе «Девона», во время судебных тяжб за лицензионную собственность компании никогда не вспоминал ни о своей высокой роли в сохранении энергетической безопасности, ни тем более о каком-то политическом давлении. Хотя нынешние горячие «политические страсти» вокруг нефтегазовых месторождений по своему накалу просто меркнут на фоне обстоятельств, при которых Витольд Фокин на рубеже 1992–1993 гг. передавал свои премьерские полномочия экс-президенту Леониду Кучме.