55 лет назад началось сооружение Нефтяных Камней

Прошло более полувека со дня создания легендарных Нефтяных Камней – города на эстакадах в Каспии.

Нефтяные камни (Нефт Дашлары), поселок городского типа, входит в Азизбековский район города Баку. Сооружен в Каспийском море, вокруг «Черных скал» – каменной гряды, едва выступающей на поверхности моря. Расположен в 42 км на юго-востоке от Апшеронского полуострова, на металлической эстакаде, опирающейся на металлические сваи, зацементированные в пробуренные на дне моря скважины; возвышаются над уровнем моря на несколько метров.

7 ноября 1949 г. нефтяники Азербайджана открыли новую страницу в мировой истории промышленной добычи углеводородов. В этот день на теперь уже легендарном месторождении Нефтяные Камни с глубины 942 м из каспийской свиты ударил первый нефтяной фонтан.

Справедливости ради отметим, что первая нефть из-под водной толщи Каспия была получена еще в начале ХIХ в. (в 1798-1830 гг. в Бибиэйбатской бухте были вырыты два нефтяных колодца). Промышленная же добыча началась лишь в 1925 г., когда на морском продолжении Бибиэйбатского месторождения с основания, установленного в Бакинской бухте на деревянных сваях на глубине всего лишь несколько метров, была пробурена одна-единственная скважина. Позднее в прибрежной зоне Апшеронского полуострова было начато освоение не отличающихся крупными запасами нефти и газа месторождений Пираллахи-Дениз, Гюрган-Дениз и Банка Дарвина. Правда, называть эти разработки морскими можно с большой долей условности, так как освоение этих месторождений велось в основном наклонно-направленными скважинами с берега, с насыпных дамб и коротких эстакад, берущих свое начало на суше. Что же касается Нефтяных Камней, то они расположены в 42 км от берега (в 110 км от Баку) и никогда не были связаны с сушей какими-либо гидротехническими сооружениями.

Первая попытка высадки десанта на скалистую, в штормовую погоду, полностью заливаемую волнами, пользующуюся среди местных рыбаков дурной славой, группу островков была сделана 14 ноября 1948 года. К островкам приблизилось небольшое судно "Победа", на борту которого находились известный азербайджанский геолог А.Алиев, специалист по буровым работам Ю.Оруджев и руководитель созданного в 1947 г. объединения "Азнефтеразведка" С.Оруджев. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 м2! С этой рабочей площадки будущий Герой Социалистического Труда, легендарный Михаил Каверочкин и пробурил первую нефтяную скважину, давшую 7 ноября 1949 г. долгожданную нефть. (Суточный дебит этой скважины составлял 100 т.)

Отметим, что в 1951 г. большая группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени.

18 февраля 1951 г. первый танкер, заполненный нефтью Нефтяных Камней, встал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта Дюбенди. Еще через несколько месяцев на глубине 20-25 м началось планомерное строительство эстакад, буровых и технологических площадок. Поверхность главной площади, на которой разместились электростанция, насосно-компрессорный комплекс, вспомогательные цеха, а в начале 60-х годов и 5-9-этажные жилые дома для нефтяников, составила 70 тыс. м2. Так Нефтяные Камни превратились в морской чудо-город. К концу 60-х годов общая длина эстакад, охвативших Нефтяные Камни и выполнявших роль своеобразных «улиц», превысила 200 км. Нефтяные камни и Баку соединяет радиотелефонная связь. Людей, продукты, сырье и материалы доставляют с берега на месторождение вертолетами МИ-8. Нефтяные Камни – самый восточный населенный пункт Азербайджана с населением более 2000 человек.

С 1949 года на месторождении было пробурено 1940 скважин, добыто более 160 млн. тонн нефти и 12,3 млрд м3 попутного нефтяного газа.

Сегодня там действуют 377 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 т нефти в сутки. Ежегодно на Нефтяных Камнях бурятся 5-6 новых скважин с начальным дебитом 15-16 т в сутки. В сравнении со скважинами стационарной нефтедобывающей платформы "Чигар-1", каждая из которых давала в первые месяцы фонтанной добычи до 2 тыс. т нефти в сутки, это, конечно, немного. Но не будем забывать, что именно Нефтяные Камни дали полвека назад мощный импульс развитию нефтедобычи на Каспии.

Как логическое следствие этого процесса сегодня в Азербайджане над реализацией 17 крупномасштабных нефтяных соглашений 1994-1999 гг. работают 33 зарубежные нефтяные компании из 14 стран мира. Причем, участником соглашений по освоению месторождений Азери, Чигар и глубоководной части месторождения Гюнешли с запасами нефти в 640 млн т, попутного газа в 100 млрд м3 и газового конденсата в 100-150 млн т, месторождения Шах-Дениз с запасами природного газа почти в 1 трлн м3 и блока перспективных углеводородных структур Д222 с прогнозными запасами нефти в 100 млн т является "ЛУКОЙЛ". Дальнейшее расширение тесного плодотворного сотрудничества российской компании и Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики предусматривает меморандум о взаимопонимании, подписанный ими 5 ноября 1999 г. в ходе заседания российско-азербайджанской межгосударственной комиссии по экономическому сотрудничеству, состоявшемуся в Баку.

Но в начале всех этих больших Каспийских дел были все-таки Нефтяные Камни…

Нефтяные камни, или, как их еще называют сами нефтяники, Камушки – это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Человек, хоть раз увидевший документальные кадры кинохроники тех лет, навсегда запомнит эту процедуру приобщения к тайнам нефтедобычи – той первой нефтью ее добытчики обмазывали свои безумно счастливые лица, приобщаясь к сонму избранных и к истории одновременно.

Человеческий феномен Камушков нашел свой след не только в документальном кино. Это и "Песня мужества" Кара Караева – гимн в честь морских нефтяников, и прекрасный образ нефтяника, созданный Рашидом Бейбутовым (помните знаменитый рашидовский кадр – улыбка во весь кадр и его незабываемый бархатный голос, сравнивающий фонтанирующую нефть с шоколадом), и монументальные полотна Таира Салахова – да разве все перечислишь… И всех нас влекла на Камни не нефть – влекли люди, дружившие с Каспием и в шторм и в штиль, влекла та особая атмосфера морского братства, без которой работа вот так, на пределе человеческих возможностей, просто невозможна.

Камушки были началом – предтечей. Камни вернули Баку, начавшую было увядать, нефтяную славу. Камни ответили на самый главный вопрос морской нефтедобычи в открытом море – ответили весомым "да". Камни свершили тот перелом в сознании, который обеспечил права гражданства добычи нефти в море, переводя ее из разряда окутанного романтическим флером подвига в разряд будничных профессий. Сегодня морской нефтяник – это уже стало потомственной профессией. Именно для них писательский штамп "человек бросает якорь" наполнен тем емким содержанием, которое порой именуют смыслом жизни.

Через десяток-другой лет эстакад и технологических площадок месторождения уже не будет. Но навечно останется в благодарной памяти людей Каспийская легенда Нефтяных Камней – символа нефтяного Баку, прекрасного памятника человеческому мужеству и интеллекту, стоящим так далеко от берега, взрастившего его.