Проект производства синтетического газа уже разработан. Он поддержан Национальной академией наук. Экономия от внедрения программы просто колоссальная. Посудите сами: технически возможно при наличии денег и того количество сырья, которое у нас есть, получать до 40 млрд. куб. м синтез-газа, что является эквивалентом 25 млрд. кубометров природного газа. Это даже больше того, что мы сегодня добываем. Но на это надо потратить 10-15 лет и ежегодно выделять от 500 млн. — до 1 млрд. грн. каждый год. Проекты окупаются до 3 лет…
В качестве сырья для производства синтез-газа можно использовать бурый уголь, торф, биомассу (отходы деревообработки, солома), шахтный метан. Для реализации программы предлагаем создать в Украине отрасль с компанией, условное название которой — НАК «Синтез-газ Украины». Цель — получение более дешевого и доступного синтетического газа. Ведь природный газ не только резко дорожает, его запасы также резко сокращаются. Сейчас мы пытаемся запустить несколько программ. Одна из программ — 500-600 объектов малого профиля, а это школы и больницы в разных областях, перевести с природного газа и угля на синтез-газ. Например, школа потребляет 1,5-2 тыс. куб. м природного газа в сутки, мы ставим специальное оборудование, которое древесные опилки газифицирует, для чего надо 2,5-3 т опилок. Опилки и дешевле, и доступнее. Эту программу мы уже апробировали в больнице города Мостыска Львовской области. Сначала на нас смотрели скептически, но потом котел начал давать им ежесуточно $130-150 экономии. И это было еще до подорожания газа! Окупает себя этот котел за 3 отопительных сезона. Ведь цена газа из опилок всего-то 20-80 грн. за тыс. кубов. Таким образом, мы достигаем двойного эффекта — снижаем цену топлива и страхуем школу от замерзания зимой, когда природный газ могут и отключить. Таких объектов в Украине не меньше 50 тыс. Это школы, дошкольные учреждения, больницы. Они потребляют не менее 2 млрд. куб. м газа в год. Синтез-газом мы покроем половину этого объема. Главное, чтобы сырье находилось в радиусе 10-15 км. Для Западной Украины — это древесина. Для степных районов — солома. Каждая тонна зерна попутно дает две тонны соломы, которая гниет или ее сжигают под открытым небом. В районе Донбасса — это метан. Во-первых, это дегазация шахт и безопасность труда шахтеров, а во-вторых, этого метана хватит полностью перекрыть потребности шахты. Американцы вообще не приступают к разработке шахты без дегазации. Таким образом они добывают около 48 млрд. куб. м.
Мы могли бы 5-6 млрд. добывать ежегодно. Сейчас метан использует только шахта им. Засядько. Идеология такова: там, где есть источник сырья, там надо строить заводы по производству синтез-газа. К примеру, в Александрии есть бурый уголь, а 110-тысячный город зимой замерзает. Надо газифицировать этот уголь!
Также можно перевести на синтез-газ малую коммунальную энергетику с объектами мощностью до 3 мегаватт. У них сейчас стоят котлы, которые работают на природном газе. Почему они должны на нем работать? Да, оборудование крупных теплоэлектростанций пока не переведешь на синтетический газ, но малые ТЭЦ — вполне возможно. Второй шаг — запустить программу перехода на синтетический газ средних объектов, которые могли бы производить 3-10 мегаватт.
Национальное агентство будет рекомендовать к внедрению за счет госдотаций, льготного кредитования только те технологии, которые окупают себя за 3 года. Отдельно хочу сказать о разработке Черноморского шельфа. В 1992-93 гг. я инициировал разработку шельфа и данную тему очень хорошо знаю. Одна платформа для 7-8 скважин на небольшую глубину стоит $500 млн. Поэтому логичнее было бы создать концессию и получать свою долю, нежели самим разрабатывать месторождения, что и делает сегодня государство.
Евгений СУХИН (председатель Нацагентства по вопросам эффективного использования энергетических ресур