2004-08-23

За "социалку" заплатит промышленность

С 1 февраля природный газ для промышленных предприятий будет стоить на 3% дороже

Несмотря на неутешительные прогнозы, рост цен на газ для так называемой социальной группы потребителей (население, бюджетные организации, предприятия теплокоммунэнерго) по крайней мере, в ближайшее время не произойдет. Впрочем, перекрывать льготные цены на природный газ для обширной «социальной» группы «Нефтегазу Украины» все же придется. Сделано это будет за счет 3-процентного роста цен для промышленности. При этом отечественные газовики уверяют, что им вполне удалось бы избежать пересмотра тарифов, если бы в госбюджете, принятом на скорую руку, им не навязали пару-тройку новых поборов

О необходимости пересмотра действующих тарифов в НАК говорили уже давно. Причин сетовать на экономически не-обоснованные тарифы для так называемой социальной группы потребителей у газовиков было более чем достаточно. Ежегодно на эти нужды «Нефтегаз» предоставлял около 30 млрд. куб. м природного газа, из которых 17 млрд. «прожигало» население, 1 млрд. — бюджетные учреждения и организации и еще около 12 млрд. куб. м — предприятия коммунальной теплоэнергетики. Потребности социальных групп обеспечивались газом собственной добычи, а также за счет сырья, получаемого НАК в качестве оплаты за транзит российского газа в Европу.
Помимо задолженностей этих групп потребителей, уже ставших хроническими, специалистов «Нефтегаза» не устраивала и сама политика ценообразования, остававшаяся неизменной с 1999 года. Причем если четыре года назад ныне действующие тарифы покрывали около 80% издержек «Нефтегаза» на его добычу, транспортировку и другие расходы, то уже в 2003-м этот показатель составил лишь 50%. При этом в цене на природный газ для «социальных потребителей» стабильно уменьшалась ее главная составляющая — стоимость собственно газа как товара.
Результаты такой «расточительной благотворительности» для компании не заставили себя долго ждать — по оперативным данным, за прошлый год «Нефтегаз Украины» потерял на реализации природного газа льготникам около 3,8 млрд. грн. А по прогнозам на нынешний год потери были бы еще более существенными — около 4,2 млрд. грн.
Ситуация со «льготными тарифами» во многом усугубилась еще и недостатком средств на развитие компании. Отечественная газодобыча, за счет которой в основном и обеспечиваются потребности населения, бюджетных организаций и ТЭК, требует более чем серьезных вложений. Ведь в задачах НАК — не только сохранить существующий уровень добычи (порядка 17—18 млрд. куб. м ежегодно), но и довести этот показатель в течение ближайших лет до 22 — 24 млрд. Очевидно, что столь масштабные планы требуют не менее масштабных инвестиций. По подсчетам экспертов компании, для сохранения и увеличения уровня газодобычи «Нефтегазу» ежегодно требуется около 900 млн. грн. на геолого-разведывательные работы и около 800 млн. — на эксплуатационное бурение. Не менее остро стоит и вопрос модернизации мощностей по транзиту газа в Европу — ежегодно дефицит инвестиций в этом направлении составляет около $300 млн.

Сколько это стоит

Согласно новым тарифам для промышленности стоимость 1000 куб. м газа составит соответственно 293,1 грн (для неплательщиков НДС) и 351 грн. (для плательщиков НДС).

Конечно, изыскать внутренние резервы «Нефтегазу Украины» было бы можно, если бы чиновничья братия не привыкла относиться к национальной компании как источнику латания всех без исключения дырок в госбюджете. К примеру, с 1999 года, когда были установлены цены для социальной группы потребителей, рентная плата в государственный бюджет за 1000 куб. м природного газа составляла около $5, а уже в нынешнем году она составит $5, 74. Умножив эту сумму на 17—18 млрд. куб. м, ежегодно добываемых в Украине, нетрудно посчитать, какие деньги недополучает НАК на инвестиции. Это далеко не единственный пример увеличения сборов на основные виды деятельности компании. Так, к примеру, плата в бюджет за транзит природного газа через территорию Украины возросла за четыре года с $0,29 за 1000 куб. м до $0,31. А плата за пользование недрами, в том числе и добычу природного газа, повысилась за эти годы с 0,67 грн. за 1000 куб. м до 2 грн.

Плата за «социальный бюджет»
Последней каплей, переполнившей чашу терпения газовиков, стала инициатива главы парламентского Бюджетного комитета Петра Порошенко по введению пошлины на экспорт газа, вступившая в силу с начала 2004 года. В результате нововведений «Нефтегаз» недосчитается чуть ли не половины доходов от этого перспективного направления деятельности.
При таком увеличении государственных поборов выдержать еще и льготную продажу газа социальной группе потребителей стало нефтегазовому хозяйству явно не под силу. С марта прошлого года обращения «Нефтегаза» в Кабмин по поводу пересмотра тарифов на природный газ стали постоянной практикой. Согласно предложению НАК, цена газа для социальной группы потребителей должна была устанавливаться на уровне 252 грн. за 1000 куб. м (с НДС и без учета затрат на транспортировку и поставку). При таком раскладе компания могла бы выручить дополнительно около 3,4 млрд. грн. Причем группы населения, не способные платить по новым тарифам, такое повышение вряд ли ощутили бы. Ведь почти половина из этой суммы (порядка 1,5 млрд.) поступала бы в госбюджет в виде прямых и косвенных налогов. Этого бы вполне хватило на расходы, связанные с предоставлением льгот и субсидий (порядка 700 — 900 млн. грн.) и на капитальные вложения в газодобычу.
В процесс обсуждения новой цены включились Минэкономики, Минтопэнерго, НКРЭ, Госжилкоммунхоз, а также парламентский Комитет по вопросам ТЭК. К пожеланиям газовиков в правительстве вроде бы прислушались, однако дальше консультаций дело так и не пошло. В декабре 2003 года правительство утвердило план сокращения налогового долга на 2004 год. Одним из пунктов значилось и постепенное повышение цены на природный газ для населения, бюджетных организаций и предприятий теплокоммунэнерго начиная со второго квартала 2004 года и заканчивая 3-м кварталом 2005-го. Однако распоряжение правительства на уровне НКРЭ, отвечающего за ценообразование, реализовано так и не было.
В такой ситуации искать наименее болезненное решение стал сам «Нефтегаз». Оставив цены для социальной группы потребителей на том же уровне, руководство НАК, тем не менее, решило частично перекрыть убытки за счет промышленности. С первого февраля нынешнего года тарифы на газ туркменского происхождения подорожают на 3%. Кстати, пересмотр тарифов для промышленной группы потребителей намечался уже давно. Во многом по тем же причинам, что и для «социалки». Последний раз тарифы для промышленности пересматривались еще в 2000 году. Между тем, за это время отпускная цена туркменского газа (в основном используется промышленными потребителями), который поставляется «Нефтегазу», также претерпела существенные изменения — с $38 (без стоимости транспортировки) за 1000 куб. м в 2000 году до $ 44 на 2003 — 2004 годы.
Очевидно, что инициативу газовиков промышленность вряд ли воспримет на ура. Но, учитывая реальное положение дел в «Нефтегазе», иного способа найти средства на инвестиции, равно как и рассчитываться по международным договорам с тем же Туркменистаном, у компании не было. Правда, если бы при принятии госбюджета на нынешний год мнение газовиков было бы каким-то образом учтено, заниматься переливанием из пустого в порожнее сейчас никто бы не стал. Пока же за «самый социальный госбюджет в истории» будет отвечать промышленность.

Комментарии

Юрий Бойко, председатель правления НАК «Нефтегаз Украины»:
— В течение четырех лет компании удавалось сдерживать рост цен на природный газ. Но в свете последнего повышения налогов в Украине, когда летом прошлого года в два раза подняли рентную плату на нефть, а осенью по инициативе главы Бюджетного комитета Петра Порошенко в госбюджет 2004 года был добавлен новый налог — пошлина на экспорт газа (прим. ред. — $10 за 1000 куб. м), нам приходится выбирать между сворачиванием инвестиционных программ и повышением цен. Поскольку цены для населения, бюджетных организаций и теплокоммунэнерго устанавливаются НКРЭ, единственным сегментом, где мы можем поднять цены, остаются поставки для промышленной группы потребителей. Если цены не повысить, о программах реконструкции и модернизации отрасли можно забыть.

Илья Рыбчич, член правления НАК «Нефтегаз Украины»:
— Экономически обоснованная цена украинского газа, согласованная с Минтопэнерго, составляет 226,3 грн. При этом добывающие предприятия вынуждены отпускать газ по цене вдвое меньше. Установленная НКРЭ цена в 122 грн. не просто лишает предприятия средств на развитие — она не окупает даже себестоимости добычи. Крупнейшая дочерняя компания НАК — «Укргаздобыча» — теряет на каждой добытой тысяче кубометров полторы гривни. По «Укрнафте» и «Черноморнефтегазу» потери гораздо выше, поскольку первая из компаний добывает попутный газ, требующий дополнительной подготовки, а вторая — несет значительные затраты на его разведку и добычу на шельфе.

Иван Варга, первый заместитель председателя совета директоров ДК «Газ Украины»:
— Промышленные предприятия готовы платить за газ больше. Поскольку экспортные цены на их продукцию за последнее время в основном выросли. Когда в начале декабря мы планировали повысить цену на газ для промышленности до 348 грн., крупные промышленные предприятия не просто согласились на эти условия, но и даже успели оперативно подписать с нами договоры. Впоследствии после консультаций с правительством было решено повышать цены поэтапно, но и тут мы не столкнулись с какими-либо проблемами. Весь газ, поставляемый в январе промышленности, полностью законтрактован, а за первую декаду января многие предприятия заплатили еще в декабре. Парадоксально, но этого не скажешь о предприятиях теплокоммун-энерго, получающих газ по 157,5 грн. за 1000 куб. м. Около 20% из них до сих пор тянут с подписанием договоров.