2007-02-11

Юрий Бойко разжалобил полковника <br><i>Глава Минтопэнерго восстановил контракт "Нафтогаза" на добычу нефти и газа в Ливии</i>

Договоренности министра топлива и энергетики Юрия Бойко и полковника Муаммара аль-Каддафи позволят НАК «Нафтогаз Украины» зарабатывать $350–400 млн в год. Фото: КОНСТАНТИН ИЛЬЯНОК / КоммерсантъВ пятницу министр топлива и энергетики Юрий Бойко сообщил, что глава Ливийской Джамахирии полковник Муаммар аль-Каддафи дал указание государственным структурам своей страны возобновить реализацию подписанных с Украиной еще в 2004 году контрактов на добычу нефти и газа. В Минтопэнерго считают, что разработка месторождения в Ливии может быть начата уже в этом году. Этот проект позволит "Нафтогазу" зарабатывать дополнительно до $350-400 млн в год.

Переговоры Юрия Бойко с Муаммаром аль-Каддафи завершились в пятницу. Комментируя их итоги, глава Минтопэнерго сообщил, что ему удалось договориться о возобновлении контрактов на добычу нефти в Ливии. "При всех трудностях, мы договорились с ливийским правительством, что начнем работать. Каддафи дал конкретные указания по возобновлению отношений и договоров,– отметил он.– Украина уже в ближайшее время начнет добывать нефть в Ливии и поставлять в эту страну зерно".

Напомним, соглашение о разделе продукции (СРП) НАК "Нафтогаз Украины" и National Oil Corporation of Libya предполагает разработку блоков, площадь которых превышает 200 тыс. кв. км, а прогнозные ресурсы составляют около 110 млн т нефти и 30 млрд кубометров природного газа. Минимальный объем инвестиций "Нафтогаза" в поисково-разведочные работы в Ливии, согласно условиям СРП, должен был составить $57,5 млн.

Соглашение было заключено еще 10 октября 2004 года, однако до сих пор не ратифицировано правительством Ливии. В Минтопэнерго Ъ пояснили, что приступить к добыче ливийских углеводородов в 2005 году, как планировалось, "Нафтогазу" не позволила проверка законности заключенных в 2002-2004 году соглашений, инициированная бывшим председателем правления компании Алексеем Ивченко. Проверка закончилась в декабре 2005 года, нарушений выявлено не было, но, поскольку необходимая работа с органами власти Ливии не проводилась, ливийская сторона заморозила реализацию контракта. Получить комментарий господина Ивченко не удалось.

В НАК "Нафтогаз Украины" подробности переговоров не раскрывают. Как стало известно Ъ, достигнутые в пятницу договоренности предполагают восстановление контракта на добычу нефти и газа в регионе на прежних условиях. "Каддафи дал указание рассмотреть вопрос в парламенте, заключить дополнительные соглашения по строительству инфраструктуры и конкретным объемам добычи,– сообщил Ъ источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго.– Если все пойдет нормально, уже к концу года 'Нафтогаз' сможет поставить первую нефть с месторождений на мировые рынки".

Участники рынка и эксперты считают, что добыча нефти в Ливии прежде всего будет направлена на получение дополнительной прибыли. "Сегодня себестоимость добычи нефти в Северной Африке не превышает 30-35 долларов за тонну, а цена нефти такого типа на мировых биржах достигает 450 долларов за тонну. За вычетом налогов 'Нафтогаз' может заработать до 50 долларов на каждой тонне нефти,– говорит генеральный директор ОАО "Галичина" (Дрогобычский НПЗ) Александр Лазорко.– На месторождении вроде того, что получил в управление НАК, можно добывать 5-7 млн тонн нефти в год и получать 350-400 миллионов долларов дополнительной прибыли". "Средства, скорее всего, пойдут на улучшение финансовых показателей компании",– предполагает член комитета по ТЭК Виктор Тополов. Напомним, 2005 год "Нафтогаз" закончил с убытком $368,4 млн.

Ливийский контракт – не первая попытка "Нафтогаза" найти дополнительные источники дохода за рубежом. В прошлом году компания подписала концессионное соглашение на разработку египетского нефтегазоносного блока AESE (см. Ъ от 18 декабря 2006 года).

По мнению экспертов, Ливия является одним из наиболее перспективных направлений для Украины. "В Ливии не хотят все месторождения отдавать западным компаниям, чтобы диверсифицировать риски на случай повторения эмбарго со стороны США и стран Евросоюза. Именно поэтому компаниям из стран бывшего СССР отдается определенный приоритет в сотрудничестве",– пояснили в пресс-службе ОАО ЛУКОЙЛ (Москва).

Напомним, в 2004 году Ливия предложила иностранным компаниям для разработки около 140 нефтегазоносных блоков на суше и в Средиземном море. Однако тогда из-за санкций, введенных США и ООН еще в 1999 году, инвесторов удалось привлечь лишь на 68 участков. После снятия санкций в 2005 году руководство Ливии взяло курс на увеличение роли нефтяного сектора в экономике страны.

Впрочем, по словам директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, добиться значительного роста инвестиции пока не удалось – в стране существует ряд проблем, отпугивающих западных инвесторов: неразвитая инфраструктура, высокий уровень бюрократии и запутанное законодательство. "Пока крупные нефтяные компании из-за этих проблем обходят Ливию стороной, средним компаниям вроде 'Нафтогаза' удается добиться определенных успехов",– отмечает господин Карасев.

Кто и сколько нефти и газа добывает в Ливии

Ливия располагает самыми большими запасами нефти в Африке (их объемы превышают 3,8 млрд т) и вторыми по величине запасами газа (1,3 трлн кубометров). Объем добычи нефти в стране составляет 40 млн т, 75% которых страна экспортирует на средиземноморские биржи нефти (Триест, Марсель). Мощности по переработке нефти в Ливии не превышают 13,7 млн т сырья. Все операции по добыче и переработке нефти в Ливии контролирует National Oil Corporation of Libya, ее доля участия в каждом из соглашений по разработке и эксплуатации нефтяных месторождений составляет не менее 50%. В Ливии работают более двух десятков иностранных компаний, среди которых AgipENI (Италия), Canadian Occidental (Канада), Lundin Oil (Швеция), Nimr Petroleum (Саудовская Аравия), OMV (Австрия), Pedco (Южная Корея), Petronas (Малайзия), Red Sea Oil (Канада), Repsol (Испания), Gas de France, Total (Франция), Norsk Hydro (Норвегия), "Татнефть" (Россия). Единственной украинской компанией, вышедшей на ливийский рынок, стала НАК "Нафтогаз Украины".