2006-05-23

ЮАР. Со дна древнего кратера Мороквенг извлечен большой фрагмент метеорита

Кусок небесной породы размером с футбольный мяч попал на глубину 766 метров при столкновении с Землей огромного метеорита, образовавшего в пустыне Калахари 70-километровую глубокую отметину. Сам кратер Мороквенг, что на территории Южно-Африканской Республики, был обнаружен только в середине 1990-х, поскольку его скрывали пески – поясняет один из исследователей геолог Льюис Эшуэл (Lewis Ashwal), Университет Уитвотресренда (University of Witwtersrand) в Иоханнесбурге.

Необычные гравитационные и магнитные характеристики Мороквенга позволили ученым картировать этот объект, что облегчило определение точки бурения, и следовательно, извлечение метеоритной породы. Метеоритный фрагмент выделялся необычной текстурой и химическим составом, его немаленький размер позволит приобщиться к изучению уникального в своем роде осколка многим ученым. Первая публикация о древнейшем метеорите из Мороквенга появилась в журнале Nature (May 11, 2006).

Большие куски метеоритов, оставивших столь внушительные следы на поверхности планеты, к каковым относится кратер Мороквенг, на Земле большая редкость: обычно они при столкновении с нашим грунтом распадаются. Однако именно атмосфера Земли способствует тому, что их все-таки удается обнаружить – она замедляет летящие с огромной скоростью небесные камни. При столкновении с планетой крупных образцов таких посланцев космоса выделяется огромное количество тепловой энергии. Считается, что при этом вещество, из которого состоит астероид, испаряется или спаивается с окружающей породой.

Как отмечает BBC News в связи с извлечением (путем бурения земной породы) нового метеоритного образца, существующие компьютерные модели мощных столкновений Земли с небесными телами могут быть пересмотрены с учетом условий, в которых оказалось вещество этого метеорита. Предполагается, что химический состав небесного тела, сплавленного с земной породой, будет отличаться от состава уже изученных пород космического происхождения. Фрагменты метеоритной породы со дна кратера Мороквенг с прошлой недели выставлены в лондонском Музее Науки (Science Museum).

Эхо Москвы