2005-02-14

Я не разделяю сервисные нефтяные компании на российские и иностранные - Леонид Сургучев

Какие методы повышения нефтеотдачи и скважинные технологии использует сейчас компания Rogaland Research?
В Норвегии широко используется водогазовое воздействие, изоляция прорывов воды и газа в нефтяных скважинах, заводнение в карбонатных чисто меловых пластах, пенные и гелевые системы. Что касается скважинных технологий, то бурятся многоствольные и горизонтальные скважины, в том числе так называемые «умные» скважины с дистанционным контролем за забойным давлением.

А если говорить о принципиально новых и перспективных методах повышения нефтеотдачи пластов?
Сейчас мы активно работаем над методом закачки в пласты двуокиси углерода. С одной стороны, таким образом решается вопрос захоронения промышленных выбросов и защиты окружающей среды, а с другой стороны – такой метод способствует увеличению нефтеотдачи в уплотненных пластах. Другой процесс – это закачка воздуха для создания внутрипластового горения или окисления в отдельных пластах, что также повышает нефтеотдачу. Эти две технологии на наш взгляд весьма перспективны.
Для увеличения нефтеотдачи используется метод четырехмерной сейсмики, который позволяет локализовать остаточные запасы нефти в пласте и более точно бурить для этого скважины.

С кем из российских компаний вы сотрудничаете?
У нас были совместные проекты с ОАО "ВНИИнефть". Кроме того, в Москве существует компания, входящая в нашу группу, с которой мы работаем для российских нефтяных компаний. Мы плодотворно сотрудничаем с крупнейшей российской сервисной компанией ПетроАльянс - разрабатываем совместный проект оценки потенциала и ресурсов норвежской и российской частей Баренцева моря. На Каспии мы устанавливаем сотрудничество с казахской компанией CaspianShelf.

И все-таки, где лучше всего вести нефтедобычу, и какие перспективы в этой области есть у России?
И суша и море подходят для добычи нефти. Но если исходить из ресурсов, думаю, что российский арктический шельф имеет колоссальный потенциал. Среди дальних перспектив - Баренцево море и море Лаптевых. Если же говорить о ближайшем десятилетии, скорее всего основными нефтедобывающими регионами России по-прежнему будут Западная и Восточная Сибирь.

Как вы считаете, обладают ли западные сервисные компании технологиями, которых нет у российских фирм?
Сейчас я бы уже не разделял сервисные компании на российские и иностранные. Все нефтяные компании являются международными, так как работают по всему миру. И преимущества такого сотрудничества, на мой взгляд, в том, что это позволяет делить риски, связанные с освоением месторождения, его разработкой и солидным капиталовложением. Когда несколько компаний участвуют в освоении месторождения, особенно в новых нефтегазоносных провинциях, и в этом освоении задействованы специалисты нескольких компаний, работающие над оценкой ресурсов, это позволяет всем заинтересованным сторонам снизить риск и обеспечить наиболее правильное решение. То есть, когда за дело берутся сразу несколько компаний с разной культурой, разным подходом к решению проблемы, когда они объединяются – риск снижается. Это основная причина того, что часто в лицензии несколько компаний занимаются разработкой месторождения.
Второй момент – это инвестиции. Многие компании из-за высокого риска не хотят брать на себя все инвестиции для осуществления проекта, а когда объединяются несколько компаний риск и объем вложений каждой из них снижается. Что касается российских сервисных компаний, думаю, что они также становятся международными, так как имеют доступ ко всем известным технологиям и работают по всему миру.


Леонид Сургучев, вице-президент независимого исследовательского института Норвегии Rogaland Research, занимающегося исследованиями в области добычи нефти


pnp.infoil. ru