2005-03-29

Вода с украинским привкусом

Как-то ко мне в Киев приехал знакомый австрийский бизнесмен. Заходим в ресторан, официантка приносит бутылку отечественной минералки. Иностранный гость пригубил стакан и поинтересовался, где ее добывают. Ну, я без задней мысли отвечаю, мол, здесь, в Киеве. Австриец изобразил недоумение и к стакану больше не прикоснулся...

Этот случай из жизни вспомнился во время круглого стола на тему «Бутилированные воды: за что платит потребитель?», организованного Украинской ассоциацией потребителей к Международному дню воды, который ежегодно отмечают 22 марта. Еще в 1992 году эту дату учредила Генеральная Ассамблея ООН, и во всем прогрессивном мире к ней относятся весьма серьезно. Впрочем, и к самой воде отношение в мире более серьезное, нежели у нас.

Как утверждал Луи Пастер, 80 процентов своих болезней мы выпиваем с водой. Наиболее качественными и гарантированно чистыми считаются бутилированные воды. В нашей стране их потребление на душу населения в 2004 году составило всего-навсего около 20 литров. Для сравнения: в Чехии этот показатель — 85 литров, а в Германии, Франции, Италии превышает 100 литров. Это во многом объясняет глобальные проблемы, связанные со здоровьем наших соотечественников.

Еще один интересный момент. Согласно Codex Alimentarius (Кодексу всемирных стандартов для продуктов, разработанному ООН и ВОЗ) бутилированные воды делятся по происхождению на две категории. Это природные минеральные воды, которые добываются в курортных регионах и имеют оригинальный состав основных элементов, и обычные упакованные воды, которые не привязаны к определенному уникальному источнику воды и которые можно производить из любой воды, предварительно очищая и изменяя ее состав, в частности, искусственно добавляя нужные соли.

В этом и кроется разгадка поведения австрийца. В отличие от наших потребителей в сознании европейцев такое разделение существует давно. Одно дело природные минеральные воды, добываемые на известных курортах. Во Франции это Perrier и Evian, в Германии — Appolinaris и Sellters, S.Pellegrino в Италии, Karlovy Vary в Чехии, в Украине это «Миргородская», «Трускавецкая», «Моршинская», «Поляна квасова» и т. д. И совсем другое дело — обычные очищенные воды, которые согласно тому же Codex Alimentarius могут происходить из любого типа водных ресурсов — водопроводной сети, артезианских скважин, расположенных возле и непосредственно в мегаполисах, промышленных центров с неблагоприятной экологической обстановкой. Выпуском «искусственных» вод под одной маркой в разных странах занимаются в основном крупные транснациональные компании. Это выгодный бизнес. Однако разница между такими водами и природными минеральными существенна и, главным образом, сказывается на здоровье человека.

— Следует помнить, что все, что поступает к нам с водой, всасывается в кровь и доходит до каждой клеточки тела, — отмечает врач-онколог высшей категории Олег Бобыляк. — Если вода природная и обладает оптимальным для человека химическим составом, то она приносит пользу. Если нет — наносит вред и способствует развитию тяжелых заболеваний. Для организма полезна чистая вода, добытая из природных месторождений в относительно благополучных в плане экологии уголках Украины, в отличие от разных химических коктейлей или водопроводной воды. Можно совершенно определенно говорить о том, что потребление природной фасованной воды в десятки раз снижает риск онкологических заболеваний.

Даже несмотря на это, наше отношение к воде, которую мы пьем, все же отличается от европейского. Почему? Президент Украинской ассоциации потребителей Олег Самчишин объясняет это тем, что настоящая культура потребления питьевых вод у нас только формируется. Сказывается недостаточная информированность украинцев о свойствах и категориях воды, их влиянии на здоровье. Да и родное законодательство в этих вопросах заметно хромает.

— Проблема идентификации происхождения продукта в потребительской сфере не нова, — говорит генеральный директор Центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Валентин Безрукий. — Здесь можно провести аналогии с соками. Есть соки, полученные непосредственно из фруктов, а есть восстановленные из концентрата. Точно так же есть воды, добытые из природных курортных месторождений, а есть искусственно минерализированные, например, «Бонаква», «Аква минерале», «Аквель». Но в обоих случаях потребитель имеет полное право знать, какой именно продукт он покупает. И такая информация должна быть обязательно представлена на упаковке.

Нередко потребителя вводят в заблуждение надписи на бутылках с водой типа «экологически чистая», «живой вкус», «природная сила», которые далеко не всегда характеризуют реальное содержимое упаковки. Впрочем, сами покупатели нередко игнорируют маркировку и даже дату производства. Как тут не вспомнить: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Очень важно, чтобы производители не пытались подменять одно понятие другим. Поэтому, считают эксперты, нужно требовать на законодательном уровне, чтобы на упаковке обязательно четко указывалось место происхождения воды и ее категория.

И все же, за что сегодня платит потребитель, покупая бутилированную воду? Врезались в память слова научного руководителя Одесского отделения Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности доктора медицинских наук Татьяны Стрикаленко. В цивилизованных странах, где на страже качества стоят и производители, и государство, потребитель платит за качественную, соответствующую самым жестким требованиям воду. В Украине и других странах, где культура потребления только формируется, потребитель платит за веру в качественную бутилированную воду. И всем нам нужно приложить еще немало усилий, чтобы эта вера материализовалась в стопроцентное доверие.