2004-08-25

В "Нефтегазе Украины", согласно завещанию, учатся, учатся и учатся...

Начальник управления кадров НАК Иван Артемчук рассказывает, что в основе кадровой политики компании — непрерывное профессиональное обучение

Переход к рынку сразу проявил неприспособленность системы образования и повышения квалификации специалистов на руководящих должностях. Почувствовали это и в НАК «Нефтегаз Украины». Если в техническом смысле надо было улучшить знания будущих и имеющихся менеджеров отрасли только о новой технике в основном иностранных производителей (геология же не изменилась), то в смысле экономическом система подготовки и переподготовки кадров требовала коренной перестройки. Особый кадровый голод почувствовали в НАК тогда, когда потребовалось сформировать руководящий состав дочерних компаний. На этих проблемах подробнее останавливается член правления, начальник управления кадров НАК «Нефтегаз Украины» Иван Артемчук.

Основная задача профессионального обучения — удовлетворение потребностей отрасли в руководящих кадрах

Обучение и переобучение у нас представляет собой целенаправленный, связанный со стратегией и задачами дочерних компаний, предприятий, филиалов, акционерных обществ, входящих в состав Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины», процесс непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов на базе полученного ими профессионального образования. Очень важно создание кадрового резерва руководителей дочерних компаний, предприятий, акционерных обществ системы НАК, определение основных принципов и порядка формирования кадрового резерва, организация работы по его подготовке.

Утвержден ряд нормативных документов по кадровым вопросам, в частности Положение о работе с резервом кадров и их ротации для выдвижения на руководящие должности в НАК «Нефтегаз Украины», Положение о работе с молодыми специалистами, Положение о системе непрерывного профессионального обучения руководителей и специалистов нефтегазового комплекса и ряд других.

В этих документах подчеркивается, что главная задача профессионального обучения — своевременное в количественном и качественном аспектах удовлетворение потребностей отрасли в руководящих кадрах и специалистах с учетом изменений, происходящих в бурении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, транспортировке и переработке этих видов сырья и топлива, использовании и внедрении новой техники и передовой технологии и др.

Базовыми учебными заведениями для подготовки и квалификации руководящих кадров и специалистов являются Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, где на дневном отделении учатся более 5,5 тыс. студентов, на заочном — около 3 тыс., Киевский международный университет гражданской авиации, Международный институт бизнеса и др. Несмотря на это, отрасль еще не получает достаточного количества специалистов, особенно бурильщиков, геологов, геофизиков, поэтому планы их подготовки необходимо увеличивать. Следует отметить, что непрерывное профессиональное обучение в различных формах осуществляется в течение всей трудовой деятельности работника, с первого дня прихода молодого специалиста на работу.

Повышение квалификации осуществляется с целью обновления теоретических и практических знаний

В системе непрерывного профессионального обучения предусмотрено ежегодное обучение для руководителей и специалистов с целью ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными методами анализа производства и управления персоналом и т.п. Кроме того, в течение всей трудовой деятельности работников с периодичностью, установленной для каждой категории лиц, осуществляется повышение квалификации с целью обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно растущими требованиями государственных образовательных стандартов и особенностей развития производства.

Этот процесс включает следующие виды обучения:

  • краткосрочное тематическое обучение по вопросам конкретного вида деятельности производства (внедрение новой техники, решение экономических и других вопросов);
  • тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам отрасли;
  • долговременное обучение руководителей и специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности;
  • стажировка, в процессе которой закрепляются на практике профессиональные знания, умение и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Она проводится также с целью изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей на занимаемой или высшей должности;
  • профессиональная подготовка, направленная на получение руководителями и специалистами дополнительных знаний, умения и навыков согласно программам, предусматривающим изучение отдельных предметов, разделов науки, техники и технологий, необходимых для выполнения новой профессиональной деятельности.

Кроме того, система предусматривает переподготовку руководителей и специалистов, с целью получения ими второго образования по новой специальности или квалификации на основе имеющегося высшего образования.