2005-04-11

"В мире камня": Вулканы бросаются бомбами

Мало кто видел действующий вулкан. А вот с продуктами жизнедеятельности этого опасного явления природы сталкивался буквально каждый, кто хотя бы однажды пользовался пемзой. Этот хорошо знакомый нам пористый камешек есть не что иное, как пенистое вулканическое стекло, которое образовалось при быстром остывании богатой газами лавы. Вулканическое происхождение имеет и обсидиан, известный своим капризным характером: он требует бережного отношения и, как любое стекло, совершенно не выносит падений. Но за это качество его ценили древние. Из осколков обсидиана получались отличные ножи.

Этот камень черного и коричневого цвета хорош и в своей мрачной экстравагантности. Помимо того, встречаются чудные серебристые и золотистые обсидианы с ирризацией: переливчато-перламутровый блеск в них возникает за счет газово-жидких включений определенной направленности или кристалликов полевого шпата. Встречается снежный обсидиан с бело-серыми пятнами, напоминающими по форме снежинки, серый, зеленый. Некоторые камни имеют полосатую структуру и напоминают декоративный мрамор черно-красных тонов.

Ольга Андреевна Мироненко, сотрудник СРГПИ ЦНИГР музея, подготовила экспозицию, которая дает возможность понять, что представляет собой это страшное природное явление – вулкан, место, в котором внутренние катаклизмы выталкивают из чрева земли кипящую магму. Вулканический пепел только похож на пепел, но по сути, объясняет Ольга Андреевна, это мельчайшая пыль или песок, образовавшиеся в самом начале вулканического взрыва из разбрызганной, застывшей на лету магмы. Следом за пеплом летят мелкие камешки, которые называются лаппили, и более крупные куски – так называемые вулканические бомбы. Они застывают в полете и поэтому часто имеют своеобразную закрученную форму.

История рядом

Но есть в России и другие, достойные внимания места, причем, внимания не только любителей природы, но и государственного. Это геологические памятники природы - природные явления, представляющие собой научную, воспитательно-образовательную и эстетическую ценность, которые охраняются государством. Им посвящена еще одна экспозиция, подготовленная Ольгой Мироненко. По кадастру 1994 года таких памятников в России было порядка двух тысяч. За последние десять лет геологи предложили внести в список охраняемых природных памятников еще около полутора тысяч. К сожалению, далеко не все из них охраняются так, как положено по закону.

Геологические памятники – увлекательнейшая летопись земли. На побережье Белого моря «Зимний берег» в Архангельской области видны многочисленные отпечатки самых древних бесскелетных организмов. Озеро Могильное в Мурманской области, возможно, единственное в мире. Этот реликтовый водоем когда-то был частью моря. Когда берега поднялись, образовалось озеро, в котором установилось равновесие пресной и морской воды, и поэтому здесь обитают и морские, и пресноводные организмы.

Кондозеро уникально тем, что в течение всего года масса воды разделена на два различных по плотности и поэтому не смешивающихся слоя. На глубине ниже восьми метров температура воды летом не превышает трех градусов, а на трех метрах до поверхности нагревается до двадцати. Другое озеро в Архангельском области – Сямго – относится к карстовым исчезающим озерам. Три-четыре раза в год, как правило, зимой, вода вместе со всей обитающей живностью уходит из озера в трещинно-карстовые горизонты.

Многие месторождения Кольского полуострова имеют статус геологических памятников, в частности, месторождения амазонита на горе Парусной и Плоской, астрофиллита на горе Эвеслогчорр, аметиста на мысе Корабль.

Старинные копи Урала сегодня являются геологическими памятниками, в частности те, на которых добывались известные своим глубоким фиолетовым цветом уральские аметисты, наиболее крупные месторождения родонита – удивительно красивого камня розового и ярко-малинового цвета.

В число охраняемых государством геологических памятников входит и Гумешевский рудник, в котором еще во II-III вв. до н. э. добывали медную руду. Потом на многие века рудник был заброшен, и только в 1702 году его открыли вновь. В середине XVIII в. здесь был обнаружен знаменитый уральский малахит. Как известно, гораздо в большом количестве малахит добывался на другом месторождении – Медноруднянском. Но именно гумешевский камень первым вошел в камнерезную культуру и вдохновил Бажова на создание «Малахитовой шкатулки». Полуторатонный монолит малахита, который украшает сегодня музей Горного института, был добыт в Гумешевском руднике и подарен Екатерине II, которая затем передала его Горному институту.

Стаканница, Сарафанница, Большая Ганиха, Мокруша – эти и другие копи, подарившие миру множество великолепных самоцветов и коллекционных минералов, сегодня находятся в зоне другого геологического памятника - национального парка «Самоцветная полоса России». В этих местах в зоне залегания пегматитовых жил в XVIII – XIX веках были сосредоточены главные самоцветные богатства России. Всему миру известны знаменитые мокрушинские топазы. Здесь были найдены гигантские кристаллы весом до 14 фунтов, которые хранятся в музее Горного университета. В 1911 году был добыт кристалл массой более 32 килограмма. А в последние годы найден сросток кристаллов топаза массой 43 килограмма, в котором 25 небольших кристаллов нарастают на грань крупного топаза.

Но не нужно уезжать далеко, чтобы прикоснуться к истории земли. В Ленинградской области находятся такие геологические памятники, как Дудергофские высоты в районе села Красное, Лисьи горы в Кингисеппском районе, карстовые родники в долине реки Урьи в Тихвинском районе, озеро Ястребиное. Но самым известным из них, безусловно, является Саблинский заповедник, геологический памятник, имеющий федеральный статус. Здесь проходят практику студенты естественно-научных факультетов университета и других вузов. Туристов привлекают знаменитые Саблинские пещеры с натечными кальцитовыми образованиями и потрясающая природа с водопадами и речными террасами, огромными валунами и воронками. Все эти красоты действительно имеют весьма древнее происхождение. Реки Саблинка и Тосно прорезают здесь край ордовикского плато и образуют ряд обнажений того периода. В стенках глубоких речных каньонов вскрыты разрезы кембрия и нижнего ордовика северной части Восточно-Европейской платформы. Голубые глины Саблинского заповедника образовались здесь еще во времена нижнего кембрия, то есть 550 миллионов лет назад.

- Хотелось бы, - говорит Ольга Андреевна, - чтобы молодежь, придя на выставку, узнала об уникальных местах, дающих представление о геологическом прошлом нашей земли.

Камни как песни

Камни, камни-самоцветики,

Не ко всем идете в рученьки,

Обойдете бесталанного,

Обойдете несчастливого.

Эти строки – из уральского фольклора, найденного Ниной Макаровой, заведующей СНПР ЦНИГР музея, которая подготовила для апрельской выставки «Мир камня» экспозицию «Уральские самоцветы».

Крестьяне на Урале с незапамятных времен на примитивных станках обрабатывали камень. А в 1726 году здесь возникла первая гранильная мастерская, с которой и ведет свое начало камнерезная промышленность Урала. В середине XVIII века здесь были открыты месторождения амазонита и малахита, родонита и яшмы, мрамора и порфирита. В 1747 году в Москву ушли первые караваны с изделиями из мрамора первой Екатеринбургской гранильной фабрики. А вскоре были открыты еще два предприятия.

К самоцветам на Урале всегда относились с особенной любовью и почитанием. Они были живой частью жизни, о них слагали легенды и песни, приписывали ему особые свойства. Легко поверить в то, что камни имеют душу и характер, когда смотришь на радужную палитру уральских самоцветов из коллекции ЦНИГР музея. Взять, к примеру, переливт. Его можно спутать с агатом, но это полосчатый раскристаллизованный кварц, и добывается он лишь в одном месте в мире – на месторождении Шайтанском, которое было открыто в 1797 году. Шайтан-камень, как зовут его в народе, переливается в глубине разнообразными нежными цветами, а разновидности с палево-желтыми оттенками могут поспорить даже с благородным опалом.

По богатству цветовой гаммы и текстур нет аналогов и уральской яшме, разнообразные образцы которой были представлены ЦНИГР музеем на выставке. Петр I знал, что делал, когда специально отправлял рудознатцев за яшмой на Урал. На протяжении 500 километров от реки Миасс на севере до города Орска на юге тянется с небольшими перерывами мощная пятидесятикилометровая полоса яшмы. И в каждой местности камень своего, отличного от другого, сорта. Их так и называют – аушкульская, калканская, мулдакаевская. Цветовая гамма яшмы практически ничем не ограничена: этот камень может быть кроваво-красным и красно-коричневым, вишневым и розовым, зеленым и желтым, оранжевым и голубым, черным и серым. При этом поражает воображение причудливая текстура яшмы: ленточная, полосчатая, брекчиевидная, крапчатая, ситцевая, пейзажная.

Другой истинно уральский камень – родонит. Свое название получил от греческого слова родон – роза или розовый. Говорят, что мелкие камни родонита находили в гнездах орлов, поэтому у него есть и другое название – орлец. На Руси родонит звали рубиновым шпатом. А больше всего его хочется назвать камнем утренней зари. Розовая гамма цвета варьируется от нежно-розового до малинового. Включения прожилок и дендритов оксидов марганца черного цвета, создающие причудливые пейзажи, придают родониту особую прелесть.

Сиреневый камень

По сравнению с уральскими камнями чароит молод. Но и камень, и история его нахождения известна всему миру. Название камня прижилось среди любителей камня, но профессионалы знают, что чароит – это минерал, а камень, о котором идет речь, это порода, его содержащая. Так что правильное название уникального сиреневого камня, найденного на границе Якутии и Иркутской области, – чароитит.

У чароитита был шанс стать известным миру раньше. Впервые куски необычной порода были обнаружены еще в 1948 году, когда группа В. Г. Дитмара проводила на Мурунском массиве геологическую съемку местности. Но тогда этому не придали значения. Есть сведения, что в 1961 году 25-летний Александр Оттович Шмидт, принимая участие в экспедиции ВСЕГЕИ на Малом Муруне, описал огромный массив скарноидов сиреневого цвета. Тогда же он поставил вопрос о том, что надо подавать заявку на открытие нового минерала. Однако начальство молодого геолога не поддержало.

Первооткрывателями чароита в 1965 году стала молодая семейная пара Роговых. Месторождение получило название «Сиреневый камень». Но предстояло еще доказать, что чароит – действительно новый минерал. Исследовательской работой занялась супруга - В.П.Рогова. Вместе с коллегами она искала аналоги среди уже известных минералов. Больше всего чароит походил на канасит - минерал сиреневого цвета, который был открыт в 1959 году на Хибинах. Но даже после того, как было доказано, что чароит не имеет к хибинскому минералу никакого родственного отношения, прошли годы, прежде чем Комиссия по новым минералам внесла чароит в официальные списки.

Случилось это в 1977 году. Минерал получил название по имени реки Чара, в бассейне которой находится месторождение. К тому времени уже весь мир назвал находку чароита настоящей минералогической сенсацией XX века. Во-первых, неизвестно ни одного минерала, который был бы открыт впервые и сразу в таких больших количествах. Во-вторых, как впоследствии обнаружилось, больше этот минерал не встречается нигде. И, наконец, в найденных породах содержался не только чароит, но и многие другие новые минералы, как, например, тинаксит, токкоит, федорит, франкаменит, даванит и многие другие. Именно сопутствующие минералы придают чароититу столь разнообразную окраску и текстуру рисунка.

Например, серебристо-коричневая токкоит в сочетании с фиолетово-сиреневыми чароитом создает неповторимую игру переливающихся цветов. Великолепно смотрятся на сиреневом фоне лучистые образования тинаксита медового цвета. Хороши россыпи черных «звезд» другого минерала – эгирина. Однако надо учитывать, что эгирин может быть слабо радиоактивен. Покупая украшения из чароитита, нужно обращать внимание на эти важные моменты.

Как рассказал «МК» заведующий сектором РГИМС ЦНИГР музея Сергей Вячеславович Мамонов, экспозиция подобрана таким образом, чтобы посетители могли представить, что представляет собой все многообразие этого камня. Специалисты различают чароититы по типу – сливной, волокнистый, плойчатый, паркетовидный, параллельно-шестоватый, каждый из которых имеет свои разновидности – зернисто-волокнистый, полосчато-волокнистый, чешуйчато-волокнистый, гофрированный, крупнолейстовый, мелколейстовый. Присущий чароититу, как и некоторым сортам уральского малахита, шелковистый отлив возникает за счет тонковолокнистого строения минерального агрегата.

Содержание непосредственно чароита в породе может варьироваться от 25 до 90 процентов. Только камни, содержащие не менее 90 процентов чароита, можно отнести к ювелирным, остальные – к поделочным. Кстати, на выставке был представлен очень редкий образец ювелирного качества яркого сиреневого цвета.

Месторождения чароитита на Мурунском массиве еще не выработаны, но на поверхности камня уже не осталось, а новые разработки весьма затруднены из-за географической удаленности и суровых климатических условий. В свое время большое количество чароитовой породы было вывезено во Францию, и цены на него упали. Но сегодня добыча практически прекратилась, сиреневый камень все реже попадает на прилавки и, возможно, скоро вновь скроется в глубинах сибирских земель.