2005-06-09

В Крыму открыт сезон. Оползней<BR><EM>Причина — массовые застройки</EM>

ГОРА ДРАКОН ПРАКТИЧЕСКИ «СПОЛЗАЕТ» НА АВТОТРАССУ. ФОТО ВИКТОРА СТУСА Каждый год в мае или июне, как правило, после дождей, в Крыму активизируются несколько десятков оползней. Вот и сейчас еще и дождей настоящих не было, но транспортное сообщение между Ялтой и Севастополем, а также с населенными пунктами Форос, Симеиз и Алупка будет ограничено как минимум два месяца. Как сообщают в Центре общественных связей МЧС Украины в Крыму, на 116-м километре автодороги Симферополь — Ялта — Севастополь на днях активизировалась языковая часть Меласского оползня. Меласский оползень не зря называют «драконом» — он образовался у подножия горы Дракон, пронизанной тоннелем. Оползень разрушил опорную стенку, поднял край дорожного полотна, порвал кабель правительственной телефонной связи и «приготовился» порвать магистральный водовод с давлением 15 атмосфер, питающий поселок Санаторный, президентскую госдачу «Заря», санатории «Меллас» и «Южный». В результате частично разрушен участок автодороги на протяжении 50-ти метров. Для полноценного восстановления движения потребуется от 60-ти до 75-ти суток, стоимость восстановительных работ оценивается в 3,5 миллиона гривен. Благо угрозы территории и населению нет.

У подножия Дракона собрался авторитетный консилиум во главе с министром строительной политики, архитектуры и ЖКХ автономии Геннадием Бабенко. Как выяснилось, причина активизации оползня — не только в весенних паводках. Ему «помогли» и люди. Симеизский поссовет дал добро многочисленным застройщикам на складирование строительного грунта и мусора у самой вершины оползня, рассказал журналистам начальник службы автодорог в АРК Геннадий Говорущенко. Давление на «тело» оползня усилилось. Если не предпринять экстренных мер, дорога может сползти вниз, транспортное сообщение будет прервано. И это в разгар курортного сезона!

Проблема оползней на полуострове всегда была достаточно острой. Всего их здесь насчитывается около 1,5 тысячи, из них 800 находятся в самом уязвимом месте, на Южном берегу. Ежегодно каждый из них подает признаки жизни, правда, в разной степени. К тому же, как говорят ученые Ялтинской инженерно-геологической партии, как раз сейчас Крым вышел из периода относительного затишья развития оползневых процессов — началась вторая половина двенадцатилетнего цикла активизации оползней. Последний пик активности наблюдался в 1998 году, следующий прогнозируется на 2010—2011 годы. В СССР каждый год с помощью различных инженерно-технических средств строители укрепляли до 20 участков горных склонов и трех километров побережья. Сейчас же ремонт дорог и укрепление оползней проводится только тогда, когда ситуация становится критической.

Активность геологических процессов в толщах крымского «тела» связана с колебаниями режима грунтовых вод. Наиболее опасных оползневых районов в Крыму насчитывается 11, в их число входят транспортные коммуникации Гурзуфа и Симеиза, участок от Сак до Евпатории, пригород Симферополя Марьино и Загорское, водохранилище над Ялтой, где разрушается частично отремонтированная дамба, дороги Симферополь — Алушта, Алушта — Ялта, Ялта — Севастополь. Отдельная тема — мыс Феолент, сложенный известняками и слабыми глинами, где массовое строительство дач привело к увеличению числа обвалов и оползней. Сложная обстановка на Южном берегу Крыма, где многие санатории-гиганты, занимающие большие территории, также нуждаются в ремонте и профилактике дренажных систем, бун, волнорезов, которые постоянно разрушаются. В результате бездумного строительства на ЮБК количество оползней в Крыму растет — ежегодно прибавляется по пять-десять новых оползней.

Ситуация осложняется еще и тем, что постоянные профилактические работы ведутся в Крыму фактически только лишь в двух местах: между Ангарским перевалом и Алуштой и вдоль «президентской» трассы Форос — Бельбек. Тем не менее, около 40 процентов всех оползневых укреплений сейчас нуждаются в срочном ремонте, не говоря уже о недавних оползневых участках. По словам специалистов Ялтинской противооползневой партии, сейчас средств, выделенных из бюджета, хватает лишь на продолжение мониторинга ситуации в опасных зонах.