2005-02-22

В экваториальной части Марса есть замерзшее море, утверждают европейские ученые

В экваториальной части Марса есть огромное замерзшее море, утверждают европейские ученые. Их выводы основаны на изучении фотографии одного из регионов Красной планеты, Элизиум - плоскогорья площадью примерно 800 на 900 километров.

Ученые считают, что на этой части планеты пять миллионов лет назад в результате неизвестных катаклизмов появилась вода, но потом превратилась в лед. В новом номере журнала "Нейчур" они пишут, что лед, судя по всему, был засыпан и до сих пор находится на планете.

Вода в форме льда уже была обнаружена на Марсе, но на полюсах. Если новое открытие будет подтверждено, то это будет означать, что запасов льда на планете гораздо больше.

"Давно уже говорилось, что вода есть у экватора и вблизи от поверхности Марса, - рассказал Жан-Петер Мюллер, из Лондонского университета. - В этом районе встречаются следы рек, но никто никогда не видел моря и уж точно никто не видел пакового льда".

С такой трактовкой марсианской карты ученые выступили, изучив данные камеры высокого разрешения, установленной на аппарате Mars Express. Они показывают протяженные платообразные районы, похожие на состоящие из огромных льдин полярные поля на Земле.

Найти на экваторе открытый лед вряд ли удастся: скорее всего, лед просто испарился из-за низкого марсианского давления. Однако, как полагает группа ученых под руководством Джона Мюррея, из Открытого университета Великобритании, под покровом пыли и вулканического пепла всего в несколько сантиметров толщиной, лед может сохраняться.

Судя по всему, вода появилась там в результате какой-то огромной катастрофы, на поверхности воды образовался паковый лед, затем он лопнул. В какой-то момент на этот участок выпало много пыли. Пыль прошла через воду и осела на паковом льде, вот почему у этого района другой оттенок

"Судя по всему, вода появилась там в результате какой-то огромной катастрофы, на поверхности воды образовался паковый лед, затем он лопнул, после чего вся вода полностью промерзла, - объясняет профессор Мюллер. - В какой-то момент на этот участок выпало много пыли. Пыль прошла через воду и осела на паковом льде, вот почему у этого района другой оттенок, чем у соседних земель".

Многое из того, что увидела камера на аппарате Mars Express, было зафиксировано и приборами американского зонда Mars Global Surveyor. И хотя для подтверждения первоначальных выводов нужны новые данные, многим ученым объяснение европейцев кажется вполне резонным.

"Я думаю, это вполне возможно, - комментирует Майкл Карр, эксперт по марсианскому климату при Геологической службе США. Он указывает, что и раньше ученые подозревали, что к северу от Элизиума в марсианской коре были разломы, через которые на поверхность могла выходить вода. - Мы знаем, откуда могла течь вода, ее можно отследить по прорезанным в почве долинам".

Марсианские плато похожи по рисунку рельефа на полярные участки Земли Mars Express движется по марсианской орбите уже около года. Он уже подтвердил сделанные американцами выводы у существовании серьезных ледяных шапок на полюсах. Вскоре зонд выпустит модуль Marsis для обнаружения марсианской мерзлоты.

Лед Элизиума был бы главным кандидатом на обнаружение, но по иронии судьбы модуль его вряд ли зафиксирует: ледяное море, если оно есть, находится слишком близко к поверхности, а конструкция устройства позволяет ему обнаружить только толщу льда, уходящую в глубь на десятки метров.

Существование таких молодых (по геологическим понятиям) залежей воды вновь оживит разговоры о возможности жизни на Марсе. "Тот факт, что на Марсе были влажные и теплые места в тот период, когда на Земле еще не было жизни, и то, что где-то такие участки, возможно, до сих пор существуют, означает, что примитивные микроорганизмы там до сих пор могут быть", - заявляет Мюррей.

Мюррей говорит, что полет европейского зонда к Марсу уже опроверг многие из его давних убеждений. "Теперь мы должны убедиться в этом непосредственно", - говорит он. Мюллер добавляет: "Мы хотели бы, чтобы Европейское космическое агентство, при поддержке Великобритании, послало на Марс свой спускаемый аппарат". Об этом сообщает BBC.

ElVisti