2007-05-11

"Украина выбрала в России два газовых месторождения"

Украина - основная транзитная страна, через которую российский газ идет в Европу. Прогремевший на этой неделе взрыв на украинском участке газопровода Уренгой-Помары-Ужгород заставил поволноваться как европейских покупателей, так и российских поставщиков. Однако поставки газа через Украину даже не уменьшились. Об этом и о перспективах сотрудничества с Россией «Времени новостей» рассказал министр топлива и энергетики Украины Юрий БОЙКО.

- Министр транспорта Украины Николай Рудьковский не исключил, что взрыв 7 мая на украинском участке газопровода Уренгой-Помары-Ужгород был терактом. Вы разделяете эту версию?

- Наше министерство заслушало предварительные результаты расследования - теракта не было. Это не первое ЧП в данной местности, три года назад в двух километрах была аналогичная авария. Компания «Укртрансгаз» тогда провела дефектоскопию и электрограмму всего участка газопровода и не выявила проблем. Основная версия случившегося - проседание грунта. В этой местности труба, проложенная еще в 1983 году, проходит в низине с торфяными болотами. Скорее всего к осадке грунта привел весенний паводок, но окончательных выводов еще нет.

Ни Евросоюз, ни Россия не ощутили каких-либо неудобств от взрыва - «Укртрансгаз» (дочерняя компания «Нефтегаза Украины». - Ред.) оперативно нарастил поставки по другим маршрутам газопроводов. Тем не менее минтопэнерго готовит поручение о проверке состояния почвы и труб на подобные дефекты по всей Украине. В целом техническое состояние газотранспортной системы (ГТС) не вызывает у нас особого беспокойства. На мероприятия по обеспечению ее надежности «Нефтегаз Украины» расходует 350-500 млн долл. в год.

- Увеличились ли сейчас шансы на реализацию проекта российско-украинского газотранспортного консорциума?

- В связи с февральским решением нашего парламента об усилении государственного контроля над магистральными газопроводами мы можем говорить только о строительстве новых трасс газопроводов. В апреле украинское правительство направило письмо российскому премьеру с предложением реализовать соглашение от 2002 года о совместном строительстве 200-километрового участка Богородчаны-Ужгород. Этот проект соответствует как интересам Украины, которая нарастит транзит и загрузит два простаивающих газопровода из Беларуси, так и России, которая сможет путем относительно небольших вложений получить прирост транзита до 19 млрд кубометров в год. Хочу подчеркнуть, что этот транзитный маршрут позволит России активно использовать мощность находящихся рядом подземных хранилищ газа, то есть резко наращивать поставки в Европу в периоды максимального спроса. Ни один из альтернативных маршрутов, находящихся в стадии проектировании или строительства, не дает таких возможностей. Для строительства нового участка газопровода еще в 2004 году отведена земля, подписаны все документы, вплоть до контрактов. Теперь все зависит от воли российской стороны и привлечения немецких партнеров, что было задекларировано при подписании соглашения.

- Изучила ли украинская сторона активы, которые Россия предлагала в обмен на активы украинской газотранспортной системы? О возможной реализации этого проекта 1 февраля заявил президент Владимир Путин...

- В первую очередь Украина изучила европейский опыт в сфере обмена активами. Кстати, об обмене активами речи не было. Говорилось, что украинские компании смогут получить доступ к ресурсной базе на территории России, поскольку «Газпром» уже допущен на газовый рынок Украины. Киев из нескольких предложенных Россией вариантов выбрал два: речь идет о крупных месторождениях со скважинами, защищенными запасами, которые расположены по трассе существующих газопроводов. Для утверждения выводов экспертов нужно было согласие высших руководителей России и Украины, соответствующих органов. Из-за сложной у нас политической ситуации встреча на высшем уровне не состоялась. Но она состоится, как только разрешится кризис.

- Какой будет цена на российский газ для Украины в 2008 году?

- Переговоры о поставках российского газа на Украину начнутся в сентябре. Учитывая уровень стратегического партнерства между нашими странами, мы не ожидаем существенного роста. Позиция правительства заключается в том, что рост цены на газ не должен превышать уровень инфляции, то есть 10%. Хотя принципиальное решение о цене на газ принимается на политическом уровне премьерами двух стран.

- Украинский президент Виктор Ющенко выказывал недовольство правительством, которое в соглашениях по газу с Россией не зафиксировало формулу расчета цены на газ. Насколько справедливы эти упреки?

- Заявления президента свидетельствуют о крайне упрощенном понимании ситуации теми, кто готовит ему информацию. Плачков (бывший министр энергетики. - Ред.) и Ивченко (бывший глава «Нефтегаза Украины». - Ред.), которые в начале 2006 года чуть не довели страну до энергетического кризиса, искажают ситуацию в надежде вернуть былые позиции. Украина сегодня не закупает российский газ, поэтому претензии к российскому правительству бессмысленны. Наш баланс состоит из среднеазиатского - преимущественно, туркменского - газа, который закупается по 100 долл. на границе Туркменистана и Узбекистана. С учетом транспортировки на две тысячи километров его цена для Украины составляет 130 долл. за тысячу кубометров. Вот и вся формула. Единственная уступка, которую для нас сделали россияне, - дали возможность получать нужные нам объемы среднеазиатского газа.

- Вице-премьер Андрей Клюев заявлял о возможности перехода к закупкам газа без участия «Росукрэнерго». Такое возможно?

- Правительство Украины стремится к максимально низкой закупочной стоимости газа и ведет поиск таких ресурсов. Это один из приоритетов политики правительства. Однако пока мы не получали предложений с более низкой ценой, чем та, что обозначена в действующих соглашениях.

- Каково состояние «Нефтегаза Украины» - крупнейшего госмонополиста, ответственного за транзит газа? Соответствуют ли действительности заявления оппозиции о плохом финансовом состоянии предприятия, чуть ли не банкротстве?

- Действующему правительству с большими усилиями удалось наладить работу «Нефтегаза». Финансовое состояние компании резко ухудшилось в 2005-2006 годах из-за представителей нынешней оппозиции, которые до недавнего времени руководили компанией. «Нефтегаз» обременен кредитами на сумму 2 млрд долл. Часть этих денег прошлое руководство перевело в бюджет, часть - вообще неизвестно куда. Эти кредиты придется погашать из прибыли компании.

Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев