2006-05-24

Украина. Преимущества и недостатки интеграции в европейский образовательный процесс

На международной научно-педагогической конференции «Геологическое образование и наука в ХХІ ст. Проблемы преподавания геологических дисциплин», состоявшейся на прошлой неделе, представители образовательной сферы обсуждали концептуальные принципы и направления развития геологического образования в Украине, а также проблемные вопросы перехода на европейские стандарты подготовки студентов-геологов.

По мнению большинства участников конференции, интеграция в европейское образовательное пространство должна проходить обязательно с учетом национальных особенностей образования и лучших достижений геологического учебного процесса в высшей школе Украины. В этой связи преподаватели геологических факультетов вузов выступают за сохранение полноценных учебных и производственных геологических практик, без которых невозможно представить подготовку высококлассных специалистов, но которые в европейской геологической высшей школе имеют тенденцию к сокращению.

«Будущий геолог не может состояться без прохождения полевых практик. Мы не сможем выпускать качественных специалистов, если они будут лишены возможности изучения геологических обнажений в полевых условиях, не смогут увидеть скважинный керн, не испытают себя на геологоразведочном производстве. Поэтому мы должны укореняться в мировое пространство, в том числе образовательное, не забывая о достижениях отечественной образовательной сферы в части практического обучения. Их не нужно выбрасывать», – убежден декан геологического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Владимир Михайлов.

Неоднозначное отношение у преподавателей-геологов также к введению в высшей школе кредитно-модульной системы обучения и оценки знаний, а также к предоставлению студентам права выбора дисциплины. «Мы уже имеем плохой опыт запада. Скажем, когда наши выпускники 80-х годов, работающие сегодня успешно за рубежом, общаются с иностранными специалистами, получившими геологическое образование в Европе или Америке, то слышат нередко удивленные возгласы иностранных коллег: «Как, ты учил кристаллографию? – Конечно, а как же иначе? А ты что, не учил? – Нет. Она сложная и я не выбрал ее». А он, скажем, выбрал, как я иногда говорю студентам на лекциях, читая Болонский процесс, – историю мирового секса. Да, это необходимо, но это не должно быть прерогативой выбора того студента, который выбирает это», – считает декан геологического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко Николай Павлунь.

Вместе с тем преподаватели не отрицают, что переход на европейские стандарты образования сулит также много позитивных реформ и обязывает ко многим прогрессивным преобразованиям. В частности, к обеспечению учебного процесса современной лабораторной базой, качественной учебной литературой; к организации углубленного изучения иностранных языков, без знания которых трудно представить международный обмен студентами и преподавателями; увеличению объемов индивидуальной работы преподавателя со студентами и мн. др.

GEOnews.com.ua