2004-08-31

Украина. "Нафтогаз України" считает законопроект N4462-u противоречащим...

    НАК "Нафтогаз України" считает законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" N4462-u, принятый Верховной Радой 17 июня, дискриминационным, некоторые его положения явным образом нарушают права компании, сообщили GEOnews.com.ua в пресс-центре НАК "Нафтогаз України".
    В частности, cтатья 109-7 закона устанавливает, что выручка НАК "Нафтогаз України" зачисляется на отдельный счет органов Государственного казначейства Украины и не менее 20 процентов выручки направляется на уплату соответствующих общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей), которые зачисляются в Государственный бюджет. Такое требование, по мнению компании, беспрецедентно и грубо нарушает целый ряд законодательно закрепленных норм и принципов хозяйственного права Украины.
    Фактически статья 109-7 определяет валовый доход НАК "Нафтогаз України" предметом налогообложения по ставке не менее 20%. Однако налоговое законодательство Украины не предусматривает применения подобного налога, сбора, или режима налогообложения. Грубо нарушен "Закон о системе налогообложения", согласно которому ставки и механизм взымания налогов могут изменяться только законами по налогообложению. Изменения в механизме уплаты налогов вносятся не позже, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с его начала. Ставки и механизм сбора налогов не могут устанавливаться Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Статья 109-7 фактически вносит изменения в порядок взимания налогов и сборов, ставя под сомнение основные принципы налоговой системы Украины.
    Статья 109-7 также нарушает установленные законодательством правила подотчетности НАК "Нафтогаз України". К компетенции Государственного казначейства Украины относится финансовое обслуживание "бюджетных учреждений и организаций" или "органов государственной исполнительной власти". "Нафтогаз України" - национальная акционерная компания и не принадлежит ни к одной из названных категорий.
    В части 2 статьи 22 Конституции Украины закреплен принцип, согласно которому при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Статья 109-7 законопроекта N4462-u фактически ограничивает возможности НАК "Нафтогаз України" осуществлять полноценную хозяйственную деятельность и сужает ряд прав компании как субъекта хозяйствования, в частности принцип свободного выбора кредитных учреждений – банков и размещения в них своих счетов (ст.6, ст.62 Хозяйственного кодекса Украины), принцип самостоятельной уплаты налогов и сборов (ст.67 Конституции Украины), запрет на незаконное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения (ст.6 Хозяйственного кодекса Украины), право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью (ст.5 Хозяйственного кодекса Украины), признание всех субъектов права собственности равными перед законом (ст.5 Хозяйственного кодекса Украины).
    По словам представителей НАК "Нафтогаз України", народные депутаты не были должным образом проинформированы о возможных последствиях статьи 109-7 законопроекта. Эта норма не рассматривалась и не согласовывалась в Бюджетном комитете парламента. Расчеты последствий реализации положения о "направлении не менее 20 процентов выручки НАК "Нафтогаз України" в уплату налогов и сборов" также не были предоставлены на рассмотрение парламентариев, а следовательно волеизъявление депутатов нельзя назвать полноценным.
    Исходя из вышеизложенного, компания считает положения статьи 109-7 законопроекта N4462-u дискриминационными, и противоречащими принципам рыночной конкуренции и бюджетному законодательству Украины.

GEOnews.com.ua