2007-02-26

Свободный уголь. Луганские шахты начали реприватизировать

В середине февраля Фонд госимущества добился в Луганском хозяйственном суде разрыва договора купли-продажи имущества брянковской шахты «Краснопольевская» с местным ООО «Карат» Виктора Бойцова. Судя по всему, шахта в госсобственности долго не задержится, и вскоре вновь перекочует в частные руки.

Решение о возврате имущества «Краснопольевской» в собственность регионального отделения ФГИУ можно считать следствием проблем предприятия, обострившихся у него в прошлом году, в которых руководство области обвинило его собственника — донецкого предпринимателя Виктора Бойцова. В частности, из-за недостаточного финансирования несколько горизонтов шахты было затоплено, а горнякам последние 10 месяцев не выплачивалась заработная плата (долг составил порядка 2 млн грн.). В результате добыча угля на «Краснопольевской», которая ранее доходила до 3 тыс. т в сутки, в течение минувшего года сократилась до 100 т в сутки, а в декабре 2006 г. была прекращена вовсе. С этого момента шахтеры ведут бессрочную забастовку с требованием погасить долг по зарплате, которое пока не выполняется.

По данным Луганской областной государственной администрации, шахта «Краснопольевская» ранее входила в состав государственной холдинговой компании «Луганскуголь», в 2001 г. она вступила в процедуру ликвидации. В 2002 г. региональное отделение Фонда госимущества продало «Карату» за 1,33 млн грн. часть объектов наземного комплекса угольного предприятия. «В тот момент была задача продать имущество, которое было на поверхности», — говорит заместитель луганского губернатора Юрий Арефьев. По его словам, сделка не подразумевала возобновления добычи угля, поскольку у покупателя не было соответствующей лицензии, но г-н Бойцов проявил настойчивость, получил соответствующие разрешения и возобновил работу «Краснопольевской».

Правда, особых успехов достичь предприниматель не смог, несмотря на то что шахта обладает большими запасами (около 60 млн т) хорошо востребованного в Украине угля марки К, используемого в коксохимическом производстве. Представители угольного предприятия поясняют это тем, что г-н Бойцов не стремился вкладывать в него средства, стремясь поскорее отбить потраченные деньги. В результате этого значительно выросла кредиторская задолженность «Краснопольевской», что вылилось в возбуждение дела о ее банкротстве в 2004 г. по иску енакиевской компании «Укргоскомп», близкой к владельцу «Енакиевского коксохимпрома» Ивану Аврамову. Однако, несмотря на то что в том же году была введена процедура санации шахты, контроля над должником г-н Аврамов не получил до сих пор, что можно объяснить отсутствием у него взаимопонимания с другими крупными кредиторами — Пенсионным фондом, налоговой инспекцией и компанией «Луганскоблэнерго» (общая сумма долга превысила 50 млн грн.).

Впрочем, вполне возможно, что теперь инициатор банкротства «Краснопольевской» сможет получить свое. Тем более что ситуация в украинском горно-металлургическом комплексе как никогда способствует наращиванию добычи коксующегося угля. В нужном ракурсе действует и Луганская облгосадминистрация, которая, не дожидаясь завершения судебных разбирательств с «Каратом», начала поиски нового инвестора шахты. «Мы видим единственный выход в приходе на «Краснопольевскую» инвестора, и у нас уже есть кандидатуры», — заявил недавно г-н Арефьев. Называть бизнесменов, готовых вложить в нее деньги, он не стал, однако вряд ли г-н Аврамов, контролирующий около четверти луганского регионального рынка угля, на этом празднике жизни останется чужим.