2006-03-06

Стратегическая подмена

Наш эгоизм – это плохо, чужой - хорошо

"Глобальная инициатива по энергетической безопасности" уже стала, без преувеличения, ключевым политическим событием начавшегося года. Наш национальный суверенитет над собственными энергоресурсами назван "энергетическим эгоизмом". Подтвержден курс на международную распродажу российских недр и энергетического комплекса.

Как ехидно успела написать по этому поводу газета "Уолл стрит Джорнел", произошла стратегическая подмена понятий: национальный суверенитет над недрами и ресурсами назван энергетическим эгоизмом и объявлен "путем в никуда".

Нынешнее "сражение за энергию" – не цепь случайных решений. Почти десять лет подряд энергетика и нефтегазодобыча России все более переключаются на экспортное обслуживание иностранных потребителей. За последние шесть лет нефтеэкспорт был увеличен на сто с лишним миллионов тонн. Примерно на столько же сократилось внутреннее потребление топлива, - частично за счет замещения газом, которого стало хронически не хватать, а частично за счет разорения потребителей. Собственно, бесконтрольный вывоз нефтепродуктов и привел к зимнему энергокризису.

Основа такой политики – не просто расширение вывоза сырой нефти, а международная распродажа самих объектов российской энергетики. Уже началась распродажа акций "Газпрома" (по "серым" схемам возможна скупка иностранными кокупателями до 75% акций). Полностью подготовлены к распродаже РАО "ЕЭС", РЖД и даже Росэнергоатом.

Действующая энергетическая стратегия – это уже не просто вывоз энергосырья с разрушением внутреннего рынка и ростом внутренних энерготарифов, а распродажа за рубеж самих первоисточников дохода от энергоэкспорта – от месторождений до транспорта. Соответственно, Россия и ее население в перспективе лишаются не только сырья, но и всех доходов от его вывоза и продажи (кроме небольших отчислений в виде налогов и пошлин).

В перспективе Россия как "великая энергетическая держава" – это экстерриториальная собственность транснациональных компаний с европейским и американским капиталом, включая вывезенные на Запад активы российской "олигархии".

Сама же "олигархия", скупая акции на вывезенные капиталы, легализует свою долю уже в качестве иностранных владельцев бывшей народной собственности. Собственно, именно в этом и заключается нынешний компромисс Запада с Россией. А Россия как таковая выбрасывается из логистической цепочки между своими недрами и конечными западными потребителями. Непосредственное владение – это универсальная гарантия неограниченного доступа к нашим энергоресурсам.

Вот почему Запад любит нас сегодня так же, как любил в конце 1980-х.