2004-11-12

США. В горах Антарктиды обнаружены ископаемые моллюски...

В горах Антарктиды обнаружены ископаемые моллюски, которые стали окаменелостями и дошли до нас благодаря бактериям, которые ими питались. Это открытие объясняет причину многих необычных переходов в ископаемое состояние, а сообщили о нем геологи из Университета Огайо (Ohio State University).
    Под необычным окаменением палеонтологи понимают окаменение (или фоссилизацию) организмов, не имеющих богатых минеральными соединениями частей - костей, зубов или раковин, необходимых для нормального процесса вытеснения органики «неорганикой». Окаменелые останки беспанцирного моллюско-подобного существа, жившего 180 миллионов лет назад, были найдены в 160 километрах от полярной станции МакМердо в виде вкраплений в потемневший известняк, опоясывающий утес вулканической породы. Последующее исследование на сканирующем электронном микроскопе, проведенное уже в Огайо, показало, что находка фактически представляет собой скопление древнейших бактерий, которые атаковали умершее членистоногое в незапамятные времена. А буквально в метре от места обнаружения окаменелого и облаченного в покров из фоссилизированных бактерий моллюска, найдены и первые окаменелые останки самих бактерий. Они похожи на современных архебактерий, которые по данным генетического анализа считаются самыми древними организмами на Земле, впрочем, никем и никогда в ископаемом состоянии невиданными – отмечается в распространенном Университетом документе. А сама работа доцента Алисии Роде (Alicia Rode) и всей группы профессора Лорена Бэбкокка (Loren Babcock) представлена про проходящей в Денвере встрече Американского Геологического Общества (Geological Society of America).
    Предполагается, что бактерии, поживившись мертвым моллюском, начали поглощать минеральные соли из окружающей среды и превратились в кварц, сохранив тем самым форму и текстуру членистоногого. Как сейчас показал профессор Бэбкокк, подобное происходит и с другими мягкотелыми созданиями - насекомыми, моллюсками, которые по идее окаменеть неспособны, но как-то достигают этого состояния. В описываемые времена у членистоногих не было врагов, на них никто не охотился, погибали они в силу естественных причин, и разлагали их бактерии, обволакивающие мертвый организм с образованием чего-то липкого, но для фоссилизации моллюска необходима была и смерть микроба. А на горном склоне все эти ископаемые оказались благодаря вулканическим процессам, которые, судя по базальтовым антарктическим породам, сотни миллионов лет назад происходили и на ледовом континенте.

"Эхо Москвы"