2005-02-28

США. Исследователи получили новые доводы в пользу "метеоритной теории"...

Американские исследователи получили новые доводы в пользу "метеоритной теории" массового вымирания древних обитателей Земли.
    Все, мало-мальски интересующиеся наукой, знают, что грозные динозавры вымерли около 65 млн. лет назад в результате некоего глобального катаклизма. Менее известен тот факт, что это - не единственная биологическая катастрофа в истории нашей планеты.
    "Великое вымирание", случившееся около 250 млн. лет назад, на рубеже последнего периода палеозойской эры, пермского, и первого периода мезозоя, триасового, значительно превосходило по масштабам гибель динозавров.
    В течение непродолжительного по геологическим меркам времени тогда исчезли 95% водных и 70% сухопутных видов живых существ. Правда, то были в основном моллюски и примитивные земноводные, не возбуждающие людскую фантазию так, как тираннозавры и птеродактили.
    Ученые долго спорили о причинах величайшей катастрофы в истории Земли. Чаще других назывались вулканический катаклизм, столкновение с астероидом, всемирное обледенение и резкое снижение уровня влажности земной атмосферы.
    Новые доводы в поддержку "метеоритной" теории были получены в ходе исследования громадного кратера Беду на северо-западе Австралии. Американские ученые опубликовали результаты своей работы в последнем выпуске журнала "Сайенс".
    Кратер, скрытый под трехкилометровым слоем осадочных пород, на поверхности Земли не виден. Его случайно открыли в 70-х годах прошлого века в ходе сейсморазведочных работ.
    С глубины трех километров из скважин были извлечены минералы, спекшиеся до состояния стекла. По мнению ученых из Калифорнийского университета, это могло произойти только в результате столкновения с космическим объектом. Кроме того, в кратере удалось обнаружить так называемый "взрывной кварц" - специфические кристаллы, образующиеся под воздействием ударной волны.
    Наконец, кратер имеет характерное возвышение в центре, образующееся, когда горная порода, расплавленная внешним ударом, разлетается в стороны, а затем под воздействием силы тяжести устремляется к центру и застывает в этом положении. Точно так же выглядят лунные метеоритные кратеры.

Mignews.com