2005-01-24

США. Гипотеза ученых о происхождении каналов на Марсе

Каналы на Марсе, которые, казалось бы, могла прорыть только вода, на самом деле могли возникнуть при оползнях сухого порошкообразного материала. Трой Шинброт и его коллеги из университета Рутгерс утверждают, что слабая гравитация Марса (на 38% слабее земной) дает возможность более продолжительных камнепадов, чем на Земле.
    Подобные оползни могут создавать такие черты рельефа которые обычно ассоциируются с текущей водой. Исследователи сомневаются, что эта теория объяснит все марсианские "реки", но она способна объяснить происхождение некоторых самых загадочных объектов.
    Впервые детали рельефа, напоминающие высохшие устья рек, были обнаружены в 1970-е годы. Эта находка вызвала появление теории о присутствии в прошлом на поверхности Марса рек, озер и даже океанов. Последняя экспедиция НАСА также нашла геологические свидетельства присутствия жидкой воды на Марсе в давние времена.
    Четыре года назад Mars Global Surveyor потряс исследователей Марса, сделав фотографии каналов, которые, судя по их виду, образовались относительно недавно - несколько миллионов лет назад, если не меньше. Тогда эти снимки дали основания предположить, что на Марсе вода в жидком виде периодически появляется и в наши дни, возможно, испаряясь из подземных резервуаров. Причем, в довершение загадки, свежие каналы были обнаружены в тех частях планеты, которые всегда остаются холодными.
    Теперь Шинброт и его коллеги выдвинули гипотезу, что эти новые детали вообще не были выточены водой, а могли возникнуть под действием потоков сухих минеральных гранул, например, сползающего песка. Во время оползня сухого песка частицы фактически плывут в воздухе, а потому ведут себя очень похоже на жидкость.
    Однако гипотеза о том, что такие потоки могли создать марсианский рельеф, до последнего времени не принималась всерьез, поскольку частицы песка обычно достаточно быстро оседают, и поток не может совершать перемещения на большие расстояния. Но, как отмечает Шинброт, при более слабом гравитационном поле это оседание происходит медленнее. Более того, разреженная атмосфера Марса должна привести к снижению силы трения, воздействующей на частицы, так что они могут и перемещаться быстрее.
    Шинрод и его коллеги, чтобы узнать, к чему могут привести эти отличия, рассмотрели оползень массы крошечных полых керамических бусин диаметром от 4 до 90 микрон. Поскольку эти гранулы такие легкие, они движутся быстрее, чем оседают. Исследователи посчитали, что тоже самое происходит и с песчинками на Марсе. Миниатюрные оползни с участием лабораторных шариков привели к появлению целого ряда характерных деталей, которые очень похожи на то, что в гораздо больших масштабах было обнаружено на Марсе: например хребет, ограниченный узкими параллельными каналами, с длинными холмами, размещенными наподобие зубцов у гребня.

Izvestia.ru