2005-02-01

Скважины снова делят. В межправительственный период олигархи обострили борьбу за недра

Уманский городской районный суд 17 января восстановил в должности бывшего главу НАК «Надра України» Петра Демченко. Он был уволен распоряжением правительства Виктора Януковича в конце августа 2004 г. по представлению Госкомнедрапользования, в систему предприятий которого входит НАК. На должность руководителя компании по представлению комитета тогда был назначен глава Союза нефтепромышленников Украины Александр Шпак (ранее — председатель правления госкомпании «Укрнефтепродукт»). Петр Демченко до этого был одним из руководителей входящего в сферу влияния группы «Приват» ОАО «Укрнафта».

НАК «Надра України» является вторым после «Укрнафти» добытчиком нефти в нашей стране. Обострившаяся борьба за кресло председателя ее правления сопровождалась шквалом критики в адрес главы Госкомнедрапользования, депутата фракции СДПУ(о) и бывшего главы нефтекомпании «Инфокс» Николая Лисина. Кроме Петра Демченко, добившегося через суд своего восстановления в должности, оппонентами главы комитета выступили НАК «Нафтогаз України» и подчиненное ему ГАО «Черноморнефтегаз», которые обвинили госкомитет в нарушениях, якобы допущенных в ходе выдачи лицензий на право эксплуатации четырех крупных нефтегазовых месторождений — Акташского (Крым), Свиридовского и Голотвищенского (Полтава), а также расположенного на Харьковщине крупного Сахалинского месторождения.

Спор с Госкомнедрапользования о судьбе Акташского и Фонтановского месторождений начал «Черноморнефтегаз», который заявил об обращении с запросом в Генпрокуратуру по поводу правомерности выдачи лицензии на право эксплуатации Акташского месторождения нефти феодосийского «Крымнефтегаза» (крымская пресса связывает эту компанию с некоторыми руководителями Феодосийского нефтетерминала). Ставкой в борьбе «Черноморнефтегаза» за Акташское месторождение является контроль над газо- и энергоснабжением Восточного Крыма. Для развития добычи газа в этом регионе ГАО в конце 2004 г. создало ЗАО «Газ-Континенталь», которое получило права на эксплуатацию небольшого Фонтановского месторождения. Учредителями ЗАО выступили НАК «Нафтогаз України», харьковское ООО «Спецтехсервис», а также крымские ГАО «Черноморнефтегаз» и симферопольский Объединенный коммерческий банк (создан при участии одного из крупнейших крымских нефтетрейдеров — компании «ТЭР-Холдинг»).

Наряду с критикой Госкомнедрапользования со стороны некоторой крымской нефтегазовой элиты, НАК «Нафтогаз України» начала оспаривать лицензию, выданную на право разработки полтавских Свиридовского и Голотвищенского месторождений британской компанией Regal Petroleum. Кроме того, критике подверглось октябрьское решение госкомиссии о выдаче лицензии на право эксплуатации Сахалинского месторождения донецкому ЗАО «Укрнафтобуріння». Как и в случае с Восточным Крымом, спор вокруг данного месторождения также свидетельствует о большом противостоянии. На сей раз за контроль над одной из крупнейших частных нефтегазодобывающих компаний Украины — СП «Дэвон», которое ранее его разрабатывало. В частности, после выдачи лицензии «Укрнафтобурінню» две ранее неизвестные на нефтяном рынке харьковские компании приобрели 51% акций этого СП, а польское госпредприятие Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo (PGNiG), владеющее 31% акций, начало думать о выходе из проекта.

Приведенные выше перипетии вокруг лицензионной политики Госкомнедрапользования и борьба за управление подчиненной ему НАК «Надра України» проходили практически параллельно с политическим кризисом, который окутал нашу страну. Как показывает достаточно резкая реакция со стороны «Черноморнефтегаза» и «Нафтогазу України», наиболее расторопные участники рынка попытались воспользоваться кризисом для нанесения удара по позициям конкурентов. Некоторым это удалось — пока правительство Тимошенко нарастит динамичность своей политики в сфере разработки недр, победители нынешних споров смогут несколько месяцев эффективно рулить отвоеванными ресурсами.